![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Социология семейных ценностейСтр 1 из 7Следующая ⇒
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Семья -^ древнейшее жизнеустройство на1 земле,, один из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценностей. Во все времена семейно-брачные отношения занимали особо важное место в человеческом обществе: на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. Это было нормой и ценностью. В социальной жизни мы их ощущаем не физически, а психологически, что социологи называют нематериальной культурой. Нормы — правила поведения, ценности — общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Весь мир человека — это мир ценностей. Ценностями являются не только драгоценности, т. е. вещи, имеющие высокую цену. Ценности — значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называют обобщенные, устойчивые представления о чем-то, как о предпочтительном, как о благе, о том, что отвечает каким-либо потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека. Некоторые философы отмечают, что ценности — это главным образом идеалы общественной жизни, а на этой основе и личной деятельности. Следует отметить, что с ценностями связан философский вопрос об отношении человека к действительности: цен-' ность — не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества, которая в конечном счете связана с социальным прогрессом. Во второй половине XIX в. выделилась особая отрасль философского знания — «философия ценностей», впоследствии получившая название «аксиология» (от греч. ах! а — ценность, логия— учение). В педагогическом словаре под ценностями понимается любой объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, этноса). Таким образом, ценность — это предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ средств удовлетворения их потребностей и интересов. Ценности охватывают всю жизнь человека, наполняют ее особым смыслом и формируют его как личность, В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный достаток, свобода самовыражения, демократия, патриотизм и т.д. Среди ценностей называются: образование, труд, культура, мораль. Определена высшая ценность — человек. Семья и брак традиционно относятся к числу ценностей человека. Социологи отмечают, что ценности семьи — важнейший элемент социального института и малой группы; включают все человеческие свойства и качества; один из элементов фундамента культуры; уникальны, большинство из них реализуется в основном в сфере брачно-семейных отношений; разные семьи имеют разный набор ценностей, однако многие из них повторяются; оказывают влияние друг на друга, чем существеннее взаимосвязь ценностей, тем крепче целостность семьи (и наоборот); семья воспроизводит ценности не только для себя, но и для общества. Число ценностей зависит от ряда факторов: потребностей и целей членов семьи, стажа супружеской жизни, степени важности тех или иных ценностей, национальных и религиозных особенностей и т.п.
|