Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Православные ценности семьи и брака
Число венчающихся в православной церкви постоянно растет. То есть происходит возврат к традиционной русской культуре, к христианским ценностям семьи. И все же, если задать вопрос о значении брака и венчания многим парам, которые приходят в церковь для освящения брачного союза, чаще всего можно услышать неопределенные ответы. Это объясняется тем, что мы не знакомы с истинными основами религии, не понимаем до конца догматов православной церкви в отношении семьи и брака. Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Религиозная мораль являет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. Церковь усматривала в браке не только основание семьи и • ячейку общества, но и образ союза Христа и церкви. В своем учении Апостол Павел называет семью «малой церковью», а брачный союз уподобляет союзу Христа и церкви. Христиане с их глубоким и духовным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе. Брачный возраст определялся религиозными нормами и был довольно ранним как для женщин, так и для мужчин.-В России в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин в 13 лет, для мужчин — в 15 лет. Указом Николая I (1830) брачный возраст повышен на три года для обоих полов, за исключением Закавказья, где был сохранен прежний брачный возраст. Кроме того, ограничен предельный брачный возраст — 80 лет. Это объяснялось тем, что «брак от Бога установлен для продолжения рода, чего после 80 лет ждать бесполезно». Для вступления в брак после 60 лет требовалось получить особое разрешение архиерея. В православии создание семьи было традицией и нормой.Для русского человека семья всегда являлась основой его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом всего существования. Если человек не имел семьи, то его жалели, считали обиженным Богом и судьбой. Иметь семью и детей было так Рассматривая систему православных ценностей и роль семьи с точки зрения православия, В.В. Форосова предлагает выделить следующие элементы: происхождение и сущность брака; альтернативы браку и семье; допустимость до и внебрачных контактов; вступление в брак; распад семьи; обязанности супругов; воспитание детей в семье. Происхождение и сущность брака. Сфера брачных отношений настолько тонка и таинственна, что апостол Павел о браке говорит: «Тайна сия велика есть». Учение об этом таинстве трех различных христианских исповеданий — православного, католического и протестантского — различно. Более того, нет согласия даже в границах православия. -. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Спорными вопросами являются: кто совершает это таинство — священник или сами брачующиеся; где главный момент таинства; какое значение в браке имеет физическая сторона. Нет согласия даже в понимании самой существенной стороны брака —ь его цели. Тем не менее, можно обозначить два основных положения: брак установлен Богом; брак есть образ духовного союза Христа с церковью. Муж должен заботиться о жене своей как Христос о церкви — если надо, отдать за нее душу, испытать многократные потери (учение св. Иоанна Златоуста). Следует отметить, что в период раннего христианства господствовали три распространенные точки зрения на брак. Согласно первой из них брак — это дар Божий, его цель — деторождение. Вторая сводилась к тому, что брак — это необходимое зло: лучше вступить в брак, чем «сгореть от любовной страсти». То есть осознавалась потребность удовлетворения сексуальных отношений, которую необходимо узаконить с помощью брака. Третья точка зрения полностью отвергала брак: необходимо быть свободным, чтобы посвятить себя религии (в наши дни есть люди, которые сознательно избегают брака, чтобы достичь, например, профессионального роста). Альтернативы браку и семье. По христианскому учению, устраниться от заключения брака могут лишь те, кто не способен к брачному сожитию. Альтернатив браку не существует. Удовлетворение сексуальных потребностей вне брака — погибельно для человека. Допустимость до и внебрачных контактов. Брак узаконен для христиан во избежание блуда, значит, внебрачные и добрачные контакты есть «яд, умертвляющий душу». Половая жизнь вне брака — отречение от Христа. Вступление в брак. Данный элемент в православном учении о браке и семье имеет две взаимосвязанных ступени — земную и небесную. Низшая, земная ступень, состоит в выборе жениха и невесты. От разумности этого выбора во многом зависит счастье в семейной жизни. Разумность (учение св. Иоанна Златоуста) состоит в том, чтобы избегать как браков по расчету, корысти, так и браков по любви или страсти. Главное, что нужно искать в невесте — доброту души и благонравие. Равным образом и при выборе жениха родители невесты должны иметь в виду преимущественно его душевные качества, в первую очередь благочестие. Когда сделан выбор жениха и невесты, опт переходят на вторую ступень — освящение брака церковью. При благословении священником жениха и невесты на них невидимо нисходит благодать Святого Духа, освящая их супружеский союз. Эта благодать придает им силы для совместной жизни по заповедям Христовым, законного рождения и христианского воспитания детей. Распад семьи. Основной заповедью, определяющей отношение христианства к разводу, является следующая: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Развод — дело противное как природе, так и божественному закону. Природе потому, что рассекается одна, цельная плоть, закону — поскольку разделяется то, что соединил Бог и повелел не разделять. Кто разводится с женою, тот ступает на путь прелюбодеяния. Христианин должен избегать прелюбодеяния, так как оно нарушает условие брака, унижает достоинство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь. Развод в церковном сознании рассматривался как неизбежное зло и грех. Но как и после всякого греха возможно покаяние, так и после развода возможно новое начало и новая жизнь. Только после X в., когда церковь получила от императоров исключительную ответственность не только за нравственную, но и за юридическую сторону заключения всех брачных союзов, она была вынуждена принять формальную ответственность и за разводы. Если брак получал юридическую силу от церковного благословения, то и развод должен был получать отныне формальную церковную санкцию. Православная церковь, в отличие от католической, допускала не только аннулирование брака, но и развод, хотя и приравнивала его к тяжкому греху. Чтобы не совершить греха многие знатные люди, князья, бояре, даже русские цари (Василий III, Иван IV, Петр I) насильно отправляли своих жен в монастырь — особый способ развода, после которого можно было вступать в повторный брак. Данное явление приняло такие размеры, что в XVII в. патриарх Иоаким даже издал Указ о запрете постригать в монахи мужа от живой жены и жену от живого мужа, и о запрете супругам, оставшимся в миру, вступать в новый брак. В ХГХ в. в законодательстве Российской Империи существовало немало оснований для развода: • осуждение мужа или жены «к лишению всех прав состояния»; • его или ее «неспособность к брачному сожитию», если она возникла до брака; • «безвестное отсутствие супруга свыше 5 лет»; • «доказанное прелюбодеяние» (А.Б. Синельников указывает, что этой причиной мотивировалось около 95% разводов). Отношение к разводу всегда было отрицательным. Но при этом люди понимали, что если развод плох в принципе, то и брак хорош лишь в идеале, т.е. в случае, когда нормы и правила семейной жизни соблюдаются обоими супругами. Таким образом, развод всегда являлся неотъемлемой частью брачного поведения. Он и теперь остается механизмом, обеспечивающим соблюдение принятых правил семейной жизни, играет корректирующую роль в случае их нарушения, обеспечивает оптимальный подбор супружеских пар. Обязанности супругов как еще один элемент системы православных ценностей обусловлены высокой целью брачного союза христиан — духовного, нравственного совершен^ ствования друг друга, возможного только при внутреннем единении их душ. Достижению этой цели и подчинены нравственные обязанности супругов: преодоление самолюбия, взаимная любовь, уважение и доверие, взаимопомощь, снисходительность к недостаткам другого, терпимость, великодушие, умение прощать, способность к самоотвержению. Православие подчеркивает значение трех основных отношений в семье: отношения власти, отношения ответственности и отношения любви. Вгавное преимущество брака перед безбрачием состояло в лучших условиях для воспитания детей. Муж признается единственным главой семьи: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто последующее. Он творится самостоятельно, а она уже родится от него, получает жизнь свою из ребра его. Не муж создан для нее, а она сотворена из потребности его — чтобы быть ему в сообществе с подобным». Обязанностями мужа в христианской семье: быть духовным главой семьи, ее опорой и божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. Церковь усматривала в браке не только основание семьи и • ячейку общества, но и образ союза Христа и церкви. В своем учении Апостол Павел называет семью «малой церковью», а брачный союз уподобляет союзу Христа и церкви. Христиане с их глубоким и духовным представлением о браке считали, что вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о Его нравственном законе. Брачный возраст определялся религиозными нормами и был довольно ранним как для женщин, так и для мужчин.-В России в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин в 13 лет, для мужчин — в 15 лет. Указом Николая I (1830) брачный возраст повышен на три года для обоих полов, за исключением Закавказья, где был сохранен прежний брачный возраст. Кроме того, ограничен предельный брачный возраст — 80 лет. Это объяснялось тем, что «брак от Бога установлен для продолжения рода, чего после 80 лет ждать бесполезно». Для вступления в брак после 60 лет требовалось получить особое разрешение архиерея. В православии создание семьи было традицией и нормой Для русского человека семья всегда являлась основой его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом всего существования. Если человек не имел семьи, то его жалели, считали обиженным Богом и судьбой. Иметь семью и детей было так Рассматривая систему православных ценностей и роль семьи с точки зрения православия, В.В. Форосова предлагает выделить следующие элементы: происхождение и сущность брака; альтернативы браку и семье; допустимость до и внебрачных контактов; вступление в брак; распад семьи; обязанности супругов; воспитание детей в семье. Происхождение и сущность брака. Сфера брачных отношений настолько тонка и таинственна, что апостол Павел о браке говорит: «Тайна сия велика есть». Учение об этом таинстве трех различных христианских исповеданий — православного, католического и протестантского — различно. Более того, нет согласия даже в границах православия. Спорными вопросами являются: кто совершает это таинство — священник или сами брачующиеся; где главный момент таинства; какое значение в браке имеет физическая сторона. Нет согласия даже в понимании самой существенной стороны брака —ь его цели. Тем не менее, можно обозначить два основных положения: брак установлен Богом; брак есть образ духовного союза Христа с церковью. Муж должен заботиться о жене своей как Христос о церкви — если надо, отдать за нее душу, испытать многократные потери (учение св. Иоанна Златоуста). Следует отметить, что в период раннего христианства господствовали три распространенные точки зрения на брак. Согласно первой из них брак — это дар Божий, его цель — деторождение. Вторая сводилась к тому, что брак — это необходимое зло: лучше вступить в брак, чем «сгореть от любовной страсти». То есть осознавалась потребность удовлетворения сексуальных отношений, которую необходимо узаконить с помощью брака. Третья точка зрения полностью отвергала брак: необходимо быть свободным, чтобы посвятить себя религии (в наши дни есть люди, которые сознательно избегают брака, чтобы достичь, например, профессионального роста). Альтернативы браку и семье. По христианскому учению, устраниться от заключения брака могут лишь те, кто не способен к брачному сожитию. Альтернатив браку не существует. Удовлетворение сексуальных потребностей вне брака — погибельно для человека. Допустимость до и внебрачных контактов. Брак узаконен для христиан во избежание блуда, значит, внебрачные и добрачные контакты есть «яд, умертвляющий душу». Половая жизнь вне брака — отречение от Христа. Вступление в брак. Данный элемент в православном учении о браке и семье имеет две взаимосвязанных ступени — земную и небесную. Низшая, земная ступень, состоит в выборе жениха и невесты. От разумности этого выбора во многом зависит счастье в семейной жизни. Разумность (учение св. Иоанна Златоуста) состоит в том, чтобы избегать как браков по расчету, корысти, так и браков по любви или страсти. Главное, что нужно искать в невесте — доброту души и благонравие. Равным образом и при выборе жениха родители невесты должны иметь в виду держка, психологическая защита, эмоциональная разрядка; • дающие возможность удовлетворять прагматические потребности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т.д. Качественный анализ семейных ценностей подчеркивает их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал — человек как высшая ценность — определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т.д.). Вопросы и задания 1. Ответьте на следующие вопросы: Что представляют собой ценности семьи и брака? Какое значение имеет изучение ценностей семьи для социолога, социального работника? 2. Назовите родовые ценности семьи. 3. Закончите следующие предложения: Семья — древнейшее жизнеустройство на Земле, один из механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение... Ценность — термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на... В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся... Семейные ценности обусловлены... 4. В чем выражается гуманистическая сущность семейных ценностей? 5. Приведите примеры влияния определенных факторов на формирование ценностных ориентации личности. 6. Могут ли семейные ценности повлиять на успешность или неуспешность жизненного пути человека? 7. Охарактеризуйте систему православных ценностей семьи и брака по плану:
1)происхождение и сущность брака;, 2)альтернативы браку и семье/ 3} допустимость до и внебрачных контактов; 4)вступление в брак; 5)распад семьи; 6)обязанности супругов; 7} воспитание детей в семье. 8. Расскажите о ценностях семьи и брака. 9. Какие выделяются семьи с точки зрения ценностей и ценностных ори- 10. Выступите перед сокурсниками с сообщением-экспромтом на тему «Семья и общество», используя опорные фразы: Тема семьи относится к вечным, поскольку... Себя воспроизводит в себе на микроуровне все проблемы современного общества... Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами потому, что... Именно в семье закладывается... Семья выступает как первичный воспитательный коллектив... В современных условиях формирования новых общественных отношений проблемы семьи приобретают новое звучание, это связано с тем, что... В силу ряда причин современная семья стала одним из объектов социальной работы. Это объясняется тем, что... Очевидно, что социальная работа с семьей будет эффективной только тогда, когда... Литература Кураев А. Мужчина и женщина в книге Бытия // Альфа и Омега, 1996. №2—3. Мацковский М.С., Бодрова В.В. Ценность семьи в сознаний различных слоев населения: Семья в представлениях современного человека. — М., 1990. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены. — М., 1995. Религия в истории и культуре / Под ред. М.Г. Писманика. — М., 1998. Совиное Л.И. Семьеведение (Глава «Родовые ценности семьи»). — Саранск, 2000. Семья православного христианина. В 2 т. — М., 1997. Синельников А.Б. Социально одобряемые причины развода в прошлом и настоящем // Социс. 1992. № 2. Таинство брака // Сост. Д. Моисеев. — М., 1998. Форсова В.В. Православные семейные ценности // Социологические исследования, 1997. № 1. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты.—М., 1997.
|