Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Экономическая политика в системе публичной политики 29






Тема 1. Общественная политика в структуре государственного управления 5

1. Общественная политика и государственное управление как

политические категории.................................................................. 5

2. Становление общественной политики и теории

государственного управления как отраслей политической науки. 11

Тема 2. Общественная политика как категория политической науки и как

социальная практика.............................................................. 17

1. Общественная политика как социальная практика.............. 17

2. Общественная политика как область теоретического анализа 23

Тема 3. Экономическая политика в системе публичной политики 29

1. Понятие экономической политики......................................... 29

2. Государство и рынок. Общественное благо......................... 36

3. Налоговая политика............................................................... 39

Тема 4. Современная научно-техническая политика.............. 45

1. Суть НТР, ее потенциальные возможности и проблема внедрения инноваций 45

2. Международный опыт и научно-техническая политика Республики Беларусь 48

Тема 5. Социальная политика.................................................... 55

1. Сущность социальной политики, ее исторические формы и направления 55

2. Социальная политика в Республике Беларусь и проблемы ее реализации 65

Тема 6. Демографическая политика........................................... 71

1. Понятие и основные задачи демографической политики..... 71

2. Демографическая политика в Республике Беларусь....... 75

3. Особенности демографической политики в развитых и развивающихся странах 81

Тема 7. Молодежная политика................................................... 85

Молодежь как социальная группа общества........................ 85

Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики... 88

Основные направления молодежной политики на современном этапе 94

Тема 8. Культурная политика................................................ 99

1. Взаимодействие культуры и политики в разных социально- политических системах 99

2. Проблемы культурной политики в Республике Беларусь.... 103

Тема 9. Этнополитика................................................................ 109

1. Происхождение наций их развитие и взаимоотношения... 109

2. Национальный вопрос в современной политике.................... 111

Тема 10. Конфессиональная политика....................................... 117

1. Религия в системе социально-политических отношений....... 117

2. Отечественная практика конфессиональная политика.... 119


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение проблем государственного управления и общественной политики в системе современного образования является очень важным.

О б щ е с т в е н н а я (п у б л и ч н а я) п о л и т и к а как научная дисциплина по своему предмету, содержанию, границам сопоставима с такой научной дисциплиной как сравнительная общественная политика, которая является важнейшей частью современной политической науки.

Сравнительная общественная политика в качестве самостоятельной сферы исследований появилась в середине ХХ века и в настоящее время относится к числу приоритетных направлений политической науки, что обусловлено тем, что в современном обществе она имеет постоянную тенденцию к расширению.

Современная политическая наука рассматривает общественную сферу как сферу интересов общества в целом. Общественная политика выступает как ключевая фаза современного политического процесса. Она включает в себя регулирование важнейших для общества областей: налоговой системы, здравоохранения, социального обеспечения, экологической безопасности, занятости. Общественная политика это особый род активности государства, общественных и частных организаций, которая нацелена на удовлетворение потребностей общества.

Современная общественная политика является важнейшим показателем уровня демократичности политической системы, она невозможна вне демократии. Общественная политика есть сочетание демократического правления и эффективного государства.

Важнейшей целью общественной политики является установление взаимопонимания между государством и гражданским обществом. Отсутствие публичности в политике по сути дела исключает общество из диалога с властью, тем самым формируя несбалансированную модель взаимодействия власти и общества. Прозрачность и открытость действий власти есть главная отличительная черта общественной политики.

Общественная политика - это особая область государственного управления, роль которого в современных общественных процессах все время возрастает.

Главная цель изучаемого курса - раскрыть содержание общественной политики как особой сферы политической деятельности, показать взаимосвязь общественной политики с демократическими тенденциями в развитии общества. Это позволит будущим специалистам ориентироваться во всех проблемах, связанных с публичной сферой жизнедеятельности общества, участвовать в политике и политических процессах сознательно и компетентно делать просвещенный выбор, иметь гражданскую позицию.

Пособие включает в себя десять тем, из которых 1, 2, 3, 7 написаны Е.Ф.Гречневой; темы 4, 8, 9, 10 - Б.Я. Мигасом; темы 5 и 6 написаны авторами совместно.

Каждая тема написана таким образом, что содержит теоретико- методологическую и прикладную, практическую части. Первая нацелена на то, чтобы разобраться в истории возникновения и развития проблемы, рассказать о способах ее урегулирования различными партиями, элитами, государственными институтами с учетом специфики времени и обстоятельств. Вторая включает анализ проблем, которые существуют в Республике Беларусь, а также способы их разрешения, перспективы развития.

Усвоению материала будет способствовать и изучение литературы, которая использовалась при написании пособия. Она включает научно-теоретические работы, нормативно-директивные и статистические источники, результаты социологических исследований.

Пособие рассчитано на то, что с его помощью вы сможете не только готовиться к семинарским занятиям, но и увидеть те проблемы, которые заслуживают более углубленного изучения, являются актуальными и дискуссионными.

Государственная деятельность оправдывается тогда, когда приносит общественную пользу.

Фома Аквинский

 

ТЕМА 1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1. Общественная политика и государственное управление как политические категории.

2. Становление общественной политики и теории государственного управления как отраслей политической науки.

 

1. Общественная политика и государственное управление как политические категории

 

Как каждая наука, теория государственного управления и общественная политика имеют свой категориальный аппарат, методологию и методы, исследования, которые являются ее неотъемлемой частью. Однако существуют различия в применении этих категорий в отечественной и зарубежной науках.

На Западе исследования публичного управления очень рано выделились как самостоятельная область политической науки. В западной политологии накоплен богатый опыт исследования сферы публичного управления, существует международный понятийный аппарат, материалы экспертов ООН и других международных организаций в этой области, чем необходимо научиться пользоваться. В отечественной науке пока существует проблема формирования национального категориального аппарата для этой сферы исследований, понятного и доступного всем, а также проблема соотношения, взаимосвязи и взаимодействия категорий между собой.

В отечественной политической науке получили распространение термины государственная политика и государственное управление, социальное управление, политическое управления, тогда как западная наука применяет категории public policy и public administration.

Эти различия носят не столько этимологический характер, сколько обусловлены различными методологическими традициями и подходами, которые сложились в социально-политических науках в нашей стране и за рубежом, а также условиями социально-политической реальности.

В странах Запада всегда особое значение имело разграничение публичного и частного секторов в жизнедеятельности общества. Все, что не относится к частному сектору - это сфера «публичного», то есть общественного.

Это разграничение, в первую очередь, проявилось в сфере права, которое делится на частное и публичное. Продолжением этой тенденции явилось возникновение публичного управления, а в рамках публичного управления области, которая получила английское название public policy, что в русскоязычной научной литературе переводится как государственная политика.

Многие исследователи подчеркивают, что перевод понятия public как государственный нельзя признать абсолютно корректным, так как в английском языке слово public означает общественный, являясь антонимом слова частный, а понятие государственный связано с английским словом statе, что означает государство [4. С. 23].

Данная точка зрения вызывает ответные возражения. Такой перевод можно признать правомерным? во-первых, в силу того, что в конце XIX века государство стало рассматриваться как институт управления всеми общественными делами, во-вторых, такая трактовка данного понятия подчеркивала, что управление обществом и общественными проблемами осуществляется при помощи институтов публичной власти, а единственный институт, который обладает признаками публичности (всеобщности), является государство.

Проблемы, которые существуют при формировании категориального аппарата в данной области исследований на современном этапе, тесно связаны с последствиями административно-командной системы, которая в течение длительного времени существовала в нашей стране как тип государственного управления. Тогда в социально-политической и правовой практике понятие частный противопоставлялось понятию государственный, поскольку все, что было общественным, являлось государственным. Публичная сфера жизни общества однозначно рассматривалась как область государственной деятельности, не оставляя возможности для каких-либо иных интерпретаций понятия общественный.

Это было обусловлено полным огосударствлением общественной жизни, хотя при этом политически главную роль играло не государство, а партия. Она стала главным субъектом социального управления, подчинив себе аппарат государства и аппарат общественных организаций. Стержнем административно-командной системы было партийное руководство всеми сферами общественной жизни. Понятие управление приобрело подчиненный характер и стало рассматриваться как управление социалистическим общественным производством. Советская правовая наука также отказалась от деления права на частное и публичное, конституционное право было заменено правом государственным. В политике и науке господствовало понятие партийное руководство, существовал также такой предмет, как партийное строительство. Этот подход наложил отпечаток на формирование современных представлений об управлении.

В западной науке понятие государственный практически не применялось к отношениям собственности. Этому понятию в западных странах, и особенно в США, в большей степени соответствовало понятие правительственный (governmental), также использовались такие понятия как municipal (муниципальный), federal (федеральный) или собственность штата (state) [4. С. 23].

Существует много спорных точек зрения по поводу употребления таких категорий, как государственное управление и государственное регулирование, социальное управление, государственное управление и политическое управление, управление и менеджмент, государственное руководство и политическое руководство, политическое управление и административное управление.

Также необходимо рассмотреть и соотнести понятия общественная политика и социальная политика, категорию общественная политика с категориями внутренняя политика и государственная политика. Важно проанализировать, как категории отечественной науки соотносятся с категорией американской и европейской политической науки public policy и public administraation.

В английском языке понятие policy означает разумный, целесообразный курс, принцип, план, стратегия, отражая содержательное измерение политики; такие понятия как politycs и polity имеют иное смысловое содержание. Polity - это государственное устройство, образ правления, politycs - это политика как область властных отношений, как особая сфера жизнедеятельности общества. Все эти три английских термина в русскоязычной научной литературе часто переводятся как понятие политика [2. С. 12].

Поэтому следует обратить внимание на то, что если в англоязычной литературе используется понятие policy, значит, в русскоязычной литературе речь пойдет об экономической, демографической, социальной, урбанистической политике. В таком контексте само понятие политика рассматривается как специфический вид деятельности, который направлен на достижение конкретных результатов в конкретной сфере.

В отечественной науке категория общественный употребляется чаще всего тогда, когда речь идет об обществе в целом и взаимосвязи всех его сторон. Когда исследуется природа отношений между различными социальными группами, факторы и условия человеческой жизнедеятельности, чаще используется понятие социальный. Если рассматривать соотношение этих категорий с позиций такого подхода, то социальная политика является более узким понятием, чем общественная политика.

 

Общественная политика как категория тесно связана с категорией внутренняя политика.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал