Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологический уровень
Этот уровень включает в себя методику и технологию педагоги- ческих исследований, обеспечивающих получение и анализ досто- верного эмпирического материала. Различают фундаментальные и прикладные педагогические исследования. Фундаментальные исследо- вания направлены на создание педагогических концепций и новых моделей развития образовательных систем, а прикладные исследо- вания изучают элементы педагогических систем и содержат обо- снование конкретных научно-практических рекомендаций. Каждое педагогическое исследование предполагает формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследова- ния. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значи- мость полученных результатов являются критериями качества ис- следования. Актуальность основана на своевременности и необходимости изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. В общем виде ≪ актуальность≫ обозначает область расхождения между спросом на научно-практические зна- 20 Часть 1. Педагогика ния и теми предложениями, которые может предоставить педаго- гическая наука и практика в настоящее время. Это противоречие между возникшей новой потребностью и недостаточностью средств для ее разрешения обычно формулируется как проблема ис- следования, а ее решение определяется как цель исследования. В качестве объекта исследования выступает то, что содержит в себе противоречие, приводящее к проблемной ситуации (педагоги- ческий процесс, область педагогической действительности). Пред- мет исследования — это часть объекта, наиболее значимые характе- ристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования опре- деляются задачи, которые, как правило, направлены на проверку ги- потезы (теоретически обоснованные предположения, истинность которых подлежит проверке). Проведение исследования обычно включает в себя следующие этапы: эмпирический, гипотетический, теоретический (или эксперимен- тально-теоретический) и прогностический. На этих этапах использует- ся система методов научно-практического исследования, которая складывается из собственно педагогических и общенаучных, при- влекаемых педагогикой из других наук. Методы педагогического исследования Методы педагогического исследования — это способы изучения педа- гогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений. Первую группу методов составляют методы теоретиче- ского исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов. Эти методы тесно связаны с изучением текстов: трудов класси- ков в области человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогиче- ских документов; периодики педагогической печати, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам. Изучение литературы дает возможность определить, какие проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся науч- ные дискуссии, какие вопросы еще не решены. Работа с литерату- рой предполагает использование таких методов, как составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в свя- Глава 1. Общие основы педагогики 21 зи с исследуемой проблемой), реферирование (краткое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тема- тике), конспектирование (выделение главных идей и положений изу- чаемой работы), аннотирование (краткая запись общего содержа- ния книги или статьи), цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литератур- ном источнике). Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагоги- ческих явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, система- тизируя их, появляется возможность выявить в них общее и осо- бенное. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность ви- деть их целостность и системность. Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (это скорее эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей. Данные методы позволяют обнаружить реальные противоре- чия педагогического процесса, назревшие или назревающие проб- лемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого иссле- дователь получает конкретный фактический материал. Наблюде- ние проводится по заранее намеченному плану и имеет следующие этапы: определение цели и задач наблюдения (для чего ведется на- блюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения (как наблюдать); выбор способов реги- страции (как вести записи); обработка и интерпретация получен- ной информации (каков результат). Наблюдение может быть включенным (когда исследователь ста- новится членом той группы, в которой ведется наблюдение) или невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выбороч- ным; лонгитюдным (продольным) и ретроспективным (обращен- ным к прошлому). Основной недостаток этого метода заключается в том, что на результаты наблюдения оказывают влияние личност- 22 Часть I. Педагогика ные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя. Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов. Беседа применяется с целью получения необходимой ин- формации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Важными условиями проведения беседы являются выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает зара- нее намеченные вопросы в определенной последовательности, а от- веты открыто фиксирует. Анкетирование — метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопро- сы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих гото- вых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Сме- шанная анкета содержит элементы того и другого типа. Результативность методов опроса (беседы, интервьюирования, анкетирования) во многом зависит от содержания и структуры за- даваемых вопросов, а при очной форме — и от возникшего контак- та между участниками. Особое место в системе методов исследования занимает тести- рование, которое осуществляется по отобранным стандартизиро- ванным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявле- ния индивидуальных различий тестируемых. Наиболее часто в пе- дагогических исследованиях применяют тесты для выявления успеваемости учащихся и тесты для определения профессиональ- ной предрасположенности людей, а также используют результаты психодиагностических исследований, проведенных психологами (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, лично- стные тесты и т.п.). Среди методов педагогических исследований большое распро- странение получили социометрические методы, которые позволяют изучать скрытые межличностные отношения в коллективе. Метод изучения продуктов деятельности учащихся (письменных, гра- фических, контрольных и творческих работ) может дать информа- цию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях. Глава 1. Общие основы педагогики 23 Метод изучения педагогической документации (классных жур- налов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт) дает исследователю некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. Особую роль в педагогических исследованиях играет экспери- мент — исследовательская деятельность с целью изучения причин- но-следственных связей в педагогических явлениях, которая пред- полагает опытное моделирование педагогического явления и воз- можностей воздействия исследователя на педагогическое явление. В эксперименте обычно выделяют следующие этапы: теоретиче- ский (формулировка проблемы, определение цели, объекта, пред- мета исследования, его задач и гипотез); методический (разработ- ка методики исследования — его плана, программы, методов обра- ботки полученных результатов); собственно эксперимент (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция); аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулирование вы- водов и практических рекомендаций). Педагогический эксперимент может быть констатирующим (только устанавливающим реальные состояния процесса) или преобразующим (когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффек- тивного воздействия на развитие личности или учебного коллек- тива. Преобразующий эксперимент требует наличия контроль- ных групп, которые необходимы для сравнения с эксперименталь- ными. В педагогических исследованиях для обработки полученных данных применяются математические и статистические методы. Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают на- дежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование и шкалирование. С помощью статистических методов определяют- ся тенденции в изучаемом явлении, величина отклонений, коэффи- циенты вариаций и др. Эти методы позволяют установить количе- ственные зависимости между изучаемыми явлениями. Вспомогательными в сборе эмпирического педагогического мате- риала могут выступать психофизиологические методы и методики. На- 24 Часть I. Педагогика пример, фиксация протекания физиологических процессов: давле- ние крови, частота пульса, устойчивость реакций в определенных си- туациях. Это дает возможность судить о глубине переживаний ребенка, эффективности оказываемых на него педагогических воз- действий. Основные понятия педагогики Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в спе- циально организованных условиях. Эта проблема является общегу- манитарной, ее рассматривают философия, социология, возраст- ная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая про- цесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влия- ния на личность различных социальных факторов. Поэтому педа- гогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития лич- ности в процессе обучения и воспитания. Авторы различных концепций обучения и воспитания опреде- ляли структуру и содержание педагогического процесса, опираясь на ту или иную психологическую теорию личности. В центре изуче- ния проблемы личности, как правило, находится поиск соотноше- ния природных (биологических, генетических) и социальных фак- торов, влияющих на ее развитие PI формирование. Представители тех психологических направлений, которые подчеркивают ведущую роль биологических факторов, считают, что поведение человека детерминируется присущими ему природ- ными потребностями, влечениями, инстинктами, которые, вступая в противоречие с требованиями общества, подавляются или заме- щаются. Представители социологических подходов считают, что человек рождается как биологическое существо, но в процессе своей жизни постепенно социализируется под влиянием на него тех социальных групп, с которыми он общается. Для современного этапа развития отечественной педагогики характерно рассмотрение личности как целостного явления, слож- ного, взаимообусловленного влияния природных и социальных факторов, по-разному проявляющихся в онтогенезе. Глава 1. Общие основы педагогики 25 Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная пси- хическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. В первую очередь, это творческое освоение общественного опыта и включе- ние человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми, т.е. личность существует, проявляется и форми- руется в деятельности и общении. В определении сущности развития и развития личности, в част- ности, также существуют различные подходы. Общими характери- стиками развития являются: необратимость, прогресс-регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство из- менения и сохранения (Л.И. Анциферова). То есть развитие лич- ности представляет собой единый биосоциальный процесс, в кото- ром происходят и количественные изменения, и качественные преобразования. Движущими силами такого процесса развития выступают воз- никающие противоречия развития, которые разрешаются в ходе воспитания и обучения. К таким противоречиям, по мнению В.А. Крутецкого, относятся противоречия между новыми потреб- ностями и возможностями их удовлетворения, возросшими воз- можностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности, растущими социальными требованиями и на- личным уровнем развития личности. Эти противоречия возникают в течение всего онтогенеза, но имеют специфику в зависимости от возраста, в котором они прояв- ляются. Понимание развития тесно связано с такими понятиями, как социализация, воспитание и обучение. Педагогика изучает воз- можности личностного развития и пути его оптимизации в образо- вательном процессе. Образование Образование — это процесс и результат усвоения человеком сис- тематизированных знаний, умений и навыков, определенный уро- вень интеллектуального и эмоционального развития, формирова- ние мировоззрения и познавательных интересов. Образование яв- ляется процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание 26 Часть I. Педагогика социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллек- туальное и физическое развитие. Содержание образования представляет собой комплекс специаль- ным образом отобранных, социально значимых и необходимых зна- ний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формиро- вания личности и эффективного включения ее в жизнь общества. Система образования имеет следующие основные звенья: систе- му дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профес- сионально-техническое образование, среднее специальное образо- вание, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Как социально обусловленная система, образование имеет следу- ющие основные элементы в своей структуре: учебно-воспитатель- ные учреждения, социальные общности (педагоги и обучающиеся), учебный процесс как вид деятельности. Эти элементы, их состав и взаимодействие определяют построение педагогического процесса. Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-об- щественному управлению образованием. Основная идея государст- венно-общественного управления образованием состоит в том, что- бы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям боль- ше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организа- ции учебного процесса, в выборе различных типов образователь- ных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, са- мостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра об- разовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
|