![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание. В широком социальном смысле воспитание включает в себя
В широком социальном смысле воспитание включает в себя воздействие на личность общества в целом (т.е. воспитание отож- дествляется с социализацией), а в узком смысле воспитание - это це- ленаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитан- ников определенных качеств личности, взглядов и убеждений. Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения множества наук и комплексной научной катего- рией. В современной науке используются различные подходы к классификации воспитания: по содержанию (нравственное, трудо- Глава 1.. Общие основы педагогики вое, физическое и т.д.); по институциональному принципу (семей- ное, дошкольное, школьное и т.п.); по доминирующим принципам и стилю отношения воспитателя и воспитуемых (авторитарное, свободное, демократическое). Психологический механизм воспитания можно представить следующим образом: включение человека в систему отношений ин- ститутов воспитания; приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта; интериоризация этого опыта, т.е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности; экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания и т.д.). Современная педагогика исходит из того, что процесс воспита- ния представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов — индивидуаль- ных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и условно социальных институтов воспитания. Между тем цент- ральными фигурами в процессе воспитания остаются воспитатель и воспитуемый. Воспитание для воспитателя — это творческий про- цесс, требующий постоянных поисков новых методов и приемов, работы над собой, уважения и интереса к детям, знания их возмож- ностей, желаний, потребностей. Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой об- мен между его участниками информацией, типами и способами де- ятельности, ценностными ориентациями, социальными установка- ми, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избиратель- ный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активный субъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями. Обучение Обучение, как и воспитание, направлено на развитие лично- сти. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Цели обучения и воспитания — это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную дея- тельность и социальные отношения. Это также планируемый обще- 28 Часть I. Педагогика ством (этносом, нацией, социальной группой) эталон личности, он задается системе обучения и воспитания в виде социального заказа и определяет развитие социальных институтов формирования лич- ности (школ, различных учебно-воспитательных учреждений, средств массовой информации и др.). Цели обучения и воспитания выполняют и роль критерия эф- фективности учебно-воспитательной системы, так как реальные результаты ее функционирования — сформированная личность — сравниваются с эталоном и по расхождению реальных результатов с заданным, планируемым эталоном общество судит о действенно- сти обучения и воспитания. При большом расхождении реальных результатов с социальным заказом общество корректирует систему обучения и воспитания, внося в нее изменения. Например, в насто- ящее время наряду с государственной общеобразовательной шко- лой возникли новые различные типы учебных заведений: лицеи, колледжи и т.д., — так как старая общеобразовательная школа пере- стала справляться с новым социальным заказом. Цели обучения и воспитания можно охарактеризовать и как движущие силы развития психолого-педагогических наук и прак- тики образования. В том случае, когда реальный результат учеб- но-воспитательного процесса не соответствует эталону, психоло- го-педагогические науки и практика ищут пути и средства повы- шения эффективности и качества функционирования образова- тельного процесса. Цели обучения и воспитания — это внешний по отношению к си- стеме обучения и воспитания компонент, их задает общество, кото- рое определяет эффективность функционирования этой системы. Если педагогически интерпретированный социальный заказ адекватен педагогическим средствам его выполнения (содержа- нию, методам и формам организации образовательного процесса), то он выступает в роли критерия эффективности, способа отбора и поиска оптимальных средств, позволяет определить функции школы и других социальных институтов, формирующих личность в целостной социальной системе обучения и воспитания. Педагогическая деятельность Педагогическая деятельность — это особый вид социальной (про- фессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. Традиционно основными видами педагогиче- Глава 1. Общие основы педагогики 29 ской деятельности, которые осуществляются в целостном педагоги- ческом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осу- ществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, обычно имеет жесткие временные ограничения, строго опре- деленную цель и варианты способов ее достижения. Важным крите- рием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа также осуществляется в рамках любой орга- низационной формы, но не преследует прямого достижения цели, так как эта цель не достижима в ограниченные временными рамка- ми сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь по- следовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важным критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях и поведении. В структуре педагогической деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента (Н.В. Кузьмина). Конструктивная деятельность — конструктивно-содержательная (отбор и сочетание учебного материала, планирование и построе- ние педагогического процесса); конструктивно-оперативная (пла- нирование своих действий и действий учащихся) и конструктив- но-материальная (проектирование учебно-материальной базы педа- гогического процесса). Организаторская деятельность — выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятель- ности и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность — установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родите- лями. Педагогический процесс Педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом педагогического взаимодействия, которое в отличие от другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт пе- дагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности. 30 Часть I. Педагогика Важнейшей характеристикой педагогического процесса являет- ся его целостность, которая может быть рассмотрена с позиций си- стемного подхода, позволяющего увидеть всю педагогическую сис- тему (Ю.К. Бабанский). Гармоничная личность может быть сформирована только в це- лостном педагогическом процессе. Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уро- вень его развития, результат стимулирующих сознательных дейст- вий участвующих в нем субъектов. Педагогический процесс осуществляется в специально органи- зованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Обычно выделя- ют два компонента педагогического процесса — это содержание обра- зования и средства образования (материально-технические и педаго- гические —- формы, методы, приемы). Педагогический процесс — это специально организованное, целе- направленное взаимодействие педагогов и воспитанников, наце- ленное па решение развивающих и образовательных задач. Систе- мообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, которая позволяет учителю своевремен- но получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. Поэтому в структуре педагогической дея- тельности необходимо выделять и контрольно-оценочный (рефлек- сивный) компонент. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимо- сти постоянного совершенствования учителя за счет самообразова- ния и самовоспитания. А. Дистервег писал, что учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Педагогическое взаимодействие Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообуслов- ленных компонента — педагогическое воздействие и ответную ре- акцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвен- ные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию обратной связи т.п. От- Глава 1. Общие основы педагогики ветные реакции воспитанников также многообразны: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или проти- водействие, эмоциональные переживания или безразличие, по- ступки и т.п. Педагогическое взаимодействие включает в себя педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником, кото- рый проявляет свою активность в ответном влиянии на педагога и на самого себя. Понятие ≪ педагогическое взаимодействие≫ шире, чем ≪ педагогическое воздействие≫, так как оно является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский). Принято различать следующие виды педагогических взаимо- действий: педагогические (отношения воспитателей и воспитанни- ков); взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками); пред- метные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Эффект педагогического воздействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от динамических особенно- стей обучаемого (задатки способностей, индивидуально-типологи- ческие свойства нервной системы, конституциональные особенно- сти и т.п.). Педагогическая технология Педагогическая технология (или технология образования) фиксирует целесообразные и оптимальные этапы и способы дости- жения выдвинутых целей образования. Педагогическая техноло- гия — это последовательная взаимообусловленная система дейст- вий педагога, связанных с применением той или иной совокупно- сти методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогиче- ских задач: структурирование и конкретизация целей педагогиче- ского процесса; преобразование содержания в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор мето- дов, средств и форм педагогического процесса. Педагогическая задача Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса. Педагогическая задача — это ситуация воспитания и обу- чения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитан- ников с определенной целью. Часть I. Педагогика Она должна удовлетворять следующим условиям: обладать все- ми существенными признаками педагогического процесса; являть- ся общей при реализации любых педагогических целей; наблюдать- ся при выделении путем абстрагирования в любом реальном про- цессе. Педагогическая задача — это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня слож- ности, но все они имеют общее свойство — они являются задачами социального управления и их решение предполагает прохождение следующих этапов: анализ ситуации и постановка педагогической задачи; проектирование вариантов решения и выбор оптимально- го для данных условий; осуществление плана решения задачи на практике, включая организацию взаимодействия, регулирование и корректирование педагогического процесса; анализ результатов решения. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что изучает педагогика? 2. Раскройте содержание основных понятий педагогики. 3. В чем специфика построения и проведения эксперимента в педагогических исследованиях? ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Экзистенциальная философия как методологическое основание индивидуа- лизации обучения. 2. Наблюдение как метод педагогического исследования. 3. Технология образования, ее место в педагогической науке и практике. ЛИТЕРАТУРА 1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических ис- следований. М., 1982. 2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. М., 1988. 3. Гласе Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. 4. Готт B.C. и др. Категории современной науки. М., 1984. 5. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М., 1980. 6. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998. 7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1999. 8. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М., 1989. 9. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. Глава 2. История становления педагогической науки и практики
|