![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы обучения. В современной дидактике существуют различные подходы и ва-
В современной дидактике существуют различные подходы и ва- рианты классификаций методов обучения. Одной из таких класси- фикаций является распространенная классификация методов обу- 9 - 4455 130 Часть I. Педагогика чения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Словесные методы. Их основное назначение —сообщение учеб- ной информации при помощи слов (устного и печатного) с ис- пользованием логических, организационных и технических прие- мов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность педагога, приме- няющего эти методы, предполагает такие действия: постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление призна- ков; определение исходных позиций в анализе процессов и объек- тов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятель- ность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении по- лучаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактиче- ским материалом и т.д. Наглядные методы. Основное назначение —сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основ- ные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таб- лиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофиль- мов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, кото- рые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д. Практические методы. Основное назначение —получение ин- формации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лаборатор- ные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в по- становке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собствен- ных практических действий, выполнение различных записей, за- рисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока. Глава 6. Общие положения дидактики 131 Другой _______распространенной классификацией методов обучения яв- ляется классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лерне- ром. Они предлагали делить методы обучения в зависимости от ха- рактера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучае- мого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские). Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецеп- тивный). Основное назначение —организация усвоения информа- ции обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспе- чения его успешного восприятия. Этот метод —один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и система- тизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сооб- щение учебной информации с использованием различных дидакти- ческих средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации. Репродуктивный метод. Основное назначение —формирование навыков и умений использования и применения полученных зна- ний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгорит- мы) и элементы программированного обучения. Деятельность обу- чаемых заключается в овладении приемами выполнения отдель- ных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначе- ние —раскрытие в изучаемом учебном материале различных проб- лем и демонстрация способов их решения. Деятельность педаго- га —выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация способов их проверки, постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и за- поминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логи- ки их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т.д.). Частично-поисковый (или эвристический) метод. Основное назна- чение —постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной по- становке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает 132 Часть!. Педагогика учащимся, как необходимо находить доказательства, делать выво- ды из приведенных фактов, строить план проверки и т.д. Деятель- ность обучаемых заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с .целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахожде- ния путей их разрешения. Исследовательский метод. Основные задачи, решаемые этим ме- тодом, —обеспечить овладение обучаемыми методами научного по- знания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой творческой деятельности по решению новых для них проблем. В рамках этого метода педагог предъявляет учащимся новые проб- лемы, разрабатывает и определяет исследовательские задания. Де- ятельность обучающихся заключается в освоении ими приемов са- мостоятельной постановки проблем и нахождения способов их ре- шения. Существуют и другие классификации методов обучения. Это объясняется сложностью объекта исследования и значимостью ме- тодического оснащения педагогического процесса. Выбор практи- ками методов обучения зависит от целого ряда условий. Например, от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленно- сти; уровня профессиональных навыков учителя; материальной оснащенности; целей и задач конкретного урока и др.
|