![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели, задачи, функции и принципы обучения
Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отноше- ний появилось давно, когда люди стали осознавать ценность зна- ния, важность преемственности в его трансляции и передаче следу- ющим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего по- знания мира. Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посред- ством организации усвоения обучающимися научных знаний и спо- собов деятельности. Исходя из этих общих положений, можно выделить цели и за- дачи обучения. Основная цель обучения —поддержание общественного про- гресса. Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-куль- турного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего по- знания мира. Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образователь- ной, воспитательной и развивающей. Образовательная функция состоит в передаче и усвоении систе- мы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике. Воспитательная функция реализуется в формировании у обучаю- щихся ценностных ориентации, убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формирова- нии мотивов учебной деятельности, которые во многом определя- ют ее успешность. Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса —всестороннем развитии личности как целостной Глава 6. Общие положения дидактики 115 психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-воле- вой и мотивационно-потребностной сферами. Содержание этих трех функций показывает, что современная педагогическая наука рассматривает обучающегося не как объект воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге определяется отношением учащегося к обучению, развитым познавательным интересом, степенью осоз- нанности и самостоятельности в приобретении знаний. На протяжении всего развития педагогической науки и практи- ки формировались принципы обучения, которые служили ориен- тирами в организации учебно-воспитательного процесса. К основ- ным принципам обучения можно отнести: •принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, ко- торый направлен на всестороннее развитие личности и индивиду- альности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения; •принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и обще- ственной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакоми- ло учащихся с объективными научными теориями, законами, факта- ми, отражало бы современное состояние наук; •принцип систематичности и последовательности в овладении зна- ниями придает системный характер учебной деятельности, теорети- ческим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логиче- ского построения как содержания, так и процесса обучения; •принцип сознательности, творческой активности и самостоя- тельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необхо- димость формирования познавательной мотивации и навыков кол- лективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся; •принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприя- тию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрак- тному, словесно-логическому; •принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития; 116 Часть /. Педагогика •принцип прочности требует не только долговременного запо- минания знаний, но и их интериоризацию, формирование позитив- ного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возни- кают при систематическом повторении структурированного учеб- ного материала и его проверки; •принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обуче- ния стимулировал учеников использовать полученные знания в ре- шении практических задач; •принцип рационального сочетания коллективных и индивидуаль- ных форм и способов учебной работы предполагает использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы. Все перечисленные принципы следует рассматривать как еди- ную систему, которая позволяет педагогу сделать научно обосно- ванный выбор целей, отобрать содержание, методы и средства ор- ганизации учебного процесса, создать благоприятные условия для развития личности учащегося. Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обуче- ния, называется дидактикой. Одним из актуальных для современ- ной дидактики является вопрос о соотношении обучения и разви- тия. На сегодняшний день можно выделить три условные группы научных представлений по этому вопросу. 1. Обучение и есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коф- фка, У. Джеймс). 2. Обучение следует за развитием и должно приспосабливаться к нему (В. Штерн: ≪ Развитие создает возможности —обучение их реализует≫; Ж. Пиаже: ≪ Мышление ребенка с необходимостью про- ходит все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет≫). 3. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер). Обосновывая тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, Л.С. Выготский выделял два уровня умственного развития ребенка: уровень актуального развития, позволяющий самостоятельно вы- полнять задание, и ≪ зону ближайшего развития≫ (то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, а завтра будет делать само- стоятельно). Рассмотрим подробнее основные теории обучения. Глава 6. Общие положения дидактики 117
|