Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание и социализация
Социализация —это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. Условно этот процесс может быть разделен на этапы (периоды, стадии, фазы), где происходит решение опреде- ленных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом. Существующие подходы к проблеме социализации по-разному определяют степень активности личности в процессе ее взаимоот- ношений с обществом, которое для сохранения своей социальной структуры стремится сформировать в человеке модели ролевого поведения, основанные на социальных (национальных, групповых, профессиональных и др.) стандартах. Личность же, с одной сторо- ны, имеет потребность в зависимости и аффилиации (стремление быть в обществе других людей и быть принятой социальной груп- пой) и поэтому усваивает социальный опыт, необходимый для включения в систему существующих социальных связей; а с другой стороны, стремится к автономии, независимости, свободе и тем са- мым влияет на общество, вынуждая его удерживать границы его влияния на отдельного человека, корректировать социальные стандарты. То есть в процессе социализации происходит развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Средства социализации зависят не только от возрастных осо- бенностей человека, но и от специфики его социального окруже- ния (например, способы вскармливания младенца; тип семейного воспитания; характер отношений со сверстниками; методы поощ- рения и наказания в учебных и профессиональных группах и др.). Большое влияние на процесс социализации личности оказыва- ют социальные группы. Однако степень влияния различных соци- альных групп меняется на разных этапах онтогенеза. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья, в по- дростковом и юношеском —группа сверстников, в зрелом —трудо- вой коллектив. При этом степень влияния социальной группы на Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей 91 отдельную личность зависит от уровня организации и сплоченно- сти самой группы. В отличие от социализации, которая происходит в условиях сти- хийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; со- здание условий для оптимальной социализации личности. В широком смысле воспитание обычно рассматривается как об- щественное явление, как воздействие общества на личность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой об- щества, выступающего по отношению к системе образования в каче- стве заказчика на воспроизведение определенного типа личности. В узком смысле воспитание характеризуется как специально ор- ганизуемая деятельность по реализации целей образования в усло- виях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспи- танник) проявляют активность в достижении этих целей. С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. вос- питание можно рассматривать как социально организованный про- цесс интериоризации (перевода ≪ во внутренний план≫) общечело- веческих ценностей. Психологические исследования показывают, что успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии и ин- теллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конст- руируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознавание ими обще- социальных требований и соответствия/несоответствия своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится понятным, что воспитание как процесс интериоризации общече- ловеческих ценностей может осуществляться двумя способами. 1. С помощью сообщения и разъяснения ≪ готовых≫ обществен- но полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения. Этот способ избавляет воспитанника от стихийного поиска, часто свя- занного с множеством ошибок. Он опирается на содержатель- но-смысловую переработку имеющейся у него мотивационной сфе- 92 Часть I. Педагогика ры и сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отно- шения к действительности. 2. С помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы естественные ситуативные побуждения и интересы (например, познавательный интерес) и тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность. Оба эти способа результативны при условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции. Отечественная педагогика наделяет большими воспитательны- ми возможностями коллектив, который, с одной стороны, предо- ставляет личности возможность проявляться и получать обратные связи для коррекции собственного поведения, а с другой стороны, ограничивает личностную индивидуальность. На любой стадии он- тогенеза (но особенно на стадиях становления самосознания) кол- лектив незаменим как фактор формирования нравственных ориен- тиров, гражданской позиции, социально значимых умений и навы- ков общественного поведения. Таблица 5.1 Классификация видов воспитания Основание классификации 1. Методологическое (философское) основание 2. Социальный институт 3. Общие направления 4. Специальные направления 5. Стиль отношений между воспитателя- ми и воспитанниками Виды воспитания Прагматическое, аксиологическое, гума- нистическое и др. Семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), общинное и др. Умственное, нравственное, физическое, трудовое Политическое, гражданское, правовое, экологическое, экономическое и др. Авторитарное, демократическое, либе- ральное, свободное
|