![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории воспитания
Как уже отмечалось выше, понятие ≪ воспитание≫ является од- ним из центральных в педагогической науке. В истории педагогики наблюдалась смена господствующих в разные периоды теорий вос- питания, среди которых в первую очередь выделяются теория ав- Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей 93 торитарного воспитания, теория свободного воспитания и гумани- стическая концепция воспитания. Теория авторитарного воспитания, возникшая и доминировав- шая в период Средневековья, рассматривала ребенка, ученика как объект, которым следует управлять, определяя его поведение ис- ходя из жестко заданных, преднамеренно ограничивающих его социальных норм (И.Ф. Гербарт). Основными воспитательными приемами в этой концепции считались: угрозы, надзор, приказа- ния и запреты. Противоположные педагогические представления, цели и ме- тоды лежат в основе появившейся в XVIII в. теории свободного (сти- хийного) воспитания, которая предполагает уважение к личности ребенка, стремление не ограничивать, а стимулировать в процессе воспитания естественный ход личностного развития (Ж.Ж. Руссо). И хотя сегодня можно встретить педагогические системы, по- строенные на одной из этих двух полярных теорий воспитания, од- нако все большее место в педагогической теории и практике стала занимать современная гуманистическая концепция воспитания. В гуманистической традиции развитие личности рассматрива- ется как процесс взаимосвязанных и соотносимых изменений в двух планах: внутреннем (направленность ≪ на себя≫) и внешнем (направленность ≪ на других≫). И если внутренний план развития личности характеризуется психофизической индивидуальностью и проявляется в саморегуляции, самоорганизации и самопознании, то внешний (социальный) план формируется и определяется глу- биной и темпами приобщения личности к социальным ценностям, уровнем приобретенных на их основе личностных качеств в про- цессе самореализации и самоутверждения. Определенное сочетание взаимосвязанных внутреннего и внешнего планов составляет личностную гармонию, которая и яв- ляется целью гуманистического воспитания, в качестве модели ко- торого выступает идеал всесторонне и гармонично развитой лич- ности. Создание условий для развития и самореализации через по- строение идеального Я и движение к такому идеалу —задача гуманистического воспитания. Рассматривая развитие как непрерывный процесс, гуманистиче- ская педагогика утверждает, что чем гармоничнее будет общекуль- турное, морально-этическое и профессиональное развитие, тем более творческим и социально адаптивным будет человек. Поэтому принци- 1> 4 Часть 1. Педагогика пы непрерывности и преемственности являются ведущими в системе принципов гуманистического воспитания. Это соотносится с положе- нием Л.С. Выготского о необходимости ориентироваться в педагоги- ческом процессе ≪ на зону ближайшего развития≫. Гуманистическая концепция воспитания позволяет осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет- ность развития его индивидуальности, понять соотношение между свободой выбора личностью в самореализации и целенаправлен- ным влиянием на нее общества.
|