Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Финансовая система и финансовая политика.






1. Государственные финансы: сущность, структура, уровни. Государственный бюджет.

2. Налоги: сущность, виды, функции. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

3. Государственный долг. Дефицит государственного бюджета. Проблема сбалансированности государственного бюджета.

 

Первый вопрос: Государственные финансы: сущность, структура, уровни. Государственный бюджет.

Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляют финансовую систему.

Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой.

Субъектами финансовых отношений являются государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, сводятся к следующим группам:

1. Между государством и предприятиями. Охватывают систему платежей в госбюджет и различные формы государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства.

2. Между фирмами. Строятся на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

3. Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.

4. Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

5. Между государством и общественными организациями.

6. Между государством и населением. Получение населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т.д.

В финансах выделяются три составные части:

1. Финансы населения.

2. Финансы объединений, фирм, межотраслевых комплексов, то есть децентрализованные финансы.

3. Общегосударственные, то есть централизованные финансы.

Государственный бюджет – ведущее звено централизованных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями. Бюджет – это смета (баланс) доходов и расходов.

Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др.

Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы, НИОК – и НТ – программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.

 

Второй вопрос: Налоги: сущность виды, функции. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

Основным источником доходов государства являются налоги.

Налог – это платежи в бюджеты соответствующих уровней, осуществляемые в соответствии с законодательством физическими и юридическими лицами в определенный срок и в определенном размере и форме.

Налоги формируются вследствие изъятия в пользу государства заранее установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.

Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Современные налоговые системы используют ряд принципов:

- всеобщность, то есть охват всех экономических субъектов, получающих доходы.

- стабильность, то есть устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

- равнонапряженность, то есть взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщикам ставкам.

- обязательность, то есть принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

- социальная справедливость, то есть установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, то есть, в конечном счете, перекладываются на потребителей продукции.

Вопрос о том, каким быть налогу (низким или высоким) – предмет экономических дискуссий экономистов.

Последователи Кейнса – за высокие налоги. Сторонники «экономики предложения» - за снижение налогов. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Была сделана попытка установить связь между ставкой налога и объемом собираемых налогов американским профессором А. Лаффером (сторонник теории предложения). Он доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня снижается деловая активность.

При ставке, допустим 50 %, сумма подоходного налога достигает максимума. При повышении налоговых ставок выше 50 % налоговые поступления снизятся. Эта кривая получила название кривой Лаффера. Если налоговая ставка равна 0, то государство ничего не получит. Если налоговая ставка равна 100%, то никто не заинтересован работать.

 

 
 

 

 


Третий вопрос: Государственный долг. Дефицит государственного бюджета. Проблема сбалансированности бюджета.

Различают два состояния госбюджета.

Нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной.

Дефицитное, если расходы превышают доходы.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшение прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в бюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1) выпуск госзаймов;

2) ужесточение налогообложения;

3) производство денег или «сеньораж», то есть печатание денег.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и нарастанию государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом в это время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям, лицам.

Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал