![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор автоматической
МЫСЛИ-" МИШЕНИ"
На каждой сессии терапевт выявляет присущие пациенту автоматические мысли. Обнаружив одну из них, как определить, что делать дальше? У терапевта есть несколько возможностей.
1. Сконцентрироваться на данной автоматической мысли. (" Давно ли у вас появилась эта идея? ", " Какие эмоции вы испытываете, когда так думаете? ", " Что вы делаете после того, как вас посетила эта мысль? ".)
2. Выяснить больше подробностей о ситуации, в которой возникает автоматическая мысль. (" Что сказала Карен перед тем, как вы так подумали? ", " Когда это произошло? ", " Где вы находились в тот момент? ",
3. Выяснить, насколько типична для пациента эта автоматическая мысль. (" Часто ли вас посещают подобные мысли? ", " В каких случаях? ", " Сильно ли такие размышления вас беспокоят? ")
4. Выявить другие автоматические мысли и образные представления, возникающие в этой же ситуации. (" О чем еще вы подумали? ", " Какие образы вы себе рисовали или какие мысленные картины у вас возникали? ")
134 Глава 8 5. Приступить к решению проблем, связанных с ситуацией, в которой возникает автоматическая мысль. (" Что вы можете предпринять в этой ситуации? ", " Как вы выходили из подобного положения раньше? ", " Что 6. Определить убеждение, которое лежит в основе этой автоматической мысли. (" Если бы эта мысль соответствовала действительности, что это означало бы для вас? ") 7. Перейти к следующей теме, (" Хорошо. Я думаю, что понял вас. Скажите, а что еще важное произошло на минувшей неделе? ")
Чтобы выбрать самую подходящую из перечисленных возможностей, терапевт задает себе следующие вопросы. 1. Чего я хочу достичь на этой сессии? Поможет ли работа над этой мыслью достичь терапевтических целей, которые я наметил на эту сессию? 2. Что пациент определил в качестве повестки дня? Коснется ли работа с этой мыслью актуальной для него проблемы? Если нет, достаточно ли у нас времени, чтобы успеть рассмотреть и проблему, вызывающую беспокойство пациента? Будет ли он сотрудничать со мной в оценивании этой мысли? 3. Достаточно ли эта мысль значима для того, чтобы остановиться на ней подробнее? Вероятно ли, что она в значительной мере искажена или дисфункциональна? Она типична для пациента? Поможет ли пациенту работа с этой мыслью чувствовать себя лучше не только в этой единственной ситуации? Смогу ли я улучшить модель концептуализации пациента? Так, Салли рассказала терапевту об одном неудачном посещении библиотеки. Терапевт: О чем вы подумали, когда не смогли найти нужную вам книгу? Пациент: Что все так плохо организовано. Что неправильна сама система. Как вы себя чувствовали? П: Разочарованной. Т: Насколько разочарованной? П: На 90%. Т: Что произошло потом? П: Я сказала: " Ну и черт с ней", быстро вышла из библиотеки, вернулась в комнату и стала учить химию.
Оценивание автоматических мыслей 135
Т: Что произошло с вашим настроением? П: Мне стало лучше. Потом я одолжила книгу у Лизы. Я должна вернуть ее к понедельнику. Т: Значит, вы решили эту проблему. Есть еще что-нибудь важное, связанное с этим случаем, прежде чем мы пойдем дальше? Здесь терапевт рассудил, что проблема, которая причиняла пациентке значительное беспокойство, не заслуживает дальнейшего рассмотрения, поскольку:
• Салли больше не переживает по этому поводу; • Салли поступила разумно; • ситуация разрешилась; • на повестке дня есть более значимые вопросы; • Салли раньше не демонстрировала сходные дисфункциональные модели реагирования; вероятно, описанный ею случай - единичен.
|