![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проверка убеждений с помощью поведенческого эксперимента
Как и в работе с автоматическими мыслями, для оценки достоверности дисфункционального убеждения терапевт и пациент могут составить план поведенческого эксперимента (см. также главу 12, раздел " Поведенческие
Выявление и изменение промежуточных изменений 189
эксперименты"). С помощью поведенческих экспериментов, должным образе разработанных и осуществленных, многим пациентам удается изменить проблемные убеждения успешнее, чем применяя непосредственно на сессии вербальные техники. Т: Итак, Салли, нам удалось выявить еще одно убеждение: " Если я обращусь за помощью, меня унизят", и вы уверены в этом на 60%. Ну я-то наверняка не унижаю вас, верно? П: Нет, конечно. Но это же ваша работа - помогать людям. Т: Действительно, это так. И сейчас мы попробуем выяснить, похожи в это другие люди на меня или нет. Как можно определить это? П: Наверное, попросить кого-нибудь помочь мне. Т: К кому вы можете обратиться и по какому поводу? П: Гм... Не знаю. Т: Давайте составим список возможностей, и вы решите, с кем хотите проверить эту идею. Я начинаю. Может, это натолкнет вас на мысли. П: Хорошо. Т: Можете ли вы обратиться к своей соседке по комнате? П: Да, я уже обращалась к ней. А еще я могу попросить о чем-нибудь коменданта общежития. Т: Отлично! А как насчет научного руководителя? П: Ох... Еще я могу обратиться к своему брату... Нет. Я не буду обращаться к соседке по комнате или брату. Я и так понимаю, что они не станут меня унижать. Т: Итак, вам заранее известно, что существуют некоторые исключения; П: Да. Но мне, наверное, надо попробовать обратиться к куратору или помощнику какого-нибудь преподавателя. Т: О чем именно вы можете их попросить? П: Ну, помощника преподавателя я могу попросить... помочь мне составить план курсовой работы. И подобрать литературу. Насчет коменданта общежития... я не знаю. А научный руководитель... Глупо идти к ней. Я даже не знаю, вчем хочу специализироваться. Т: Это будет интересный эксперимент - обратиться за помощью в выборе специализации к человеку, чья работа заключается в том, чтобы помогать студентам принимать решения такого рода. П: (Улыбается.) Действительно...
190 Глава 10
Т: Значит, вы можете одним выстрелом убить двух зайцев - проверить свое убеждение, что вы будете унижены, обратившись за помощью, и в то же время получить помощь в решении реальных проблем. П: Я так и сделаю.
В приведенном примере терапевт предлагает Салли для проверки дисфункционального убеждения провести поведенческий эксперимент. Если бы он почувствовал неуверенность пациентки, он поинтересовался бы, каким образом она собирается осуществить эксперимент и какие проблемы практического характера могут ей помешать. Чтобы повысить вероятность того, что пациентка все-таки проведет эксперимент, терапевт также мог бы провести предварительное проигрывание ситуации (см. также главу 14, раздел " Анализ возможных сложностей"). Кроме того, если бы терапевт рассудил, что существует реальная вероятность того, что Салли действительно может быть унижена, он заранее обсудил бы с ней, что для нее означает подвергнуться унижению и как можно справиться с такой ситуацией, если она произошла. Также терапевт мог попросить Салли дать определение " быть униженной", чтобы убедиться в том, что ей не свойственно неправильно толковать поведение окружающих.
|