![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Когнитивный континуум
Эта техника полезна для изменения как автоматических мыслей, так и убеждений, отражающих полярное мышление (при котором пациент видит что-либо в терминах " все или ничего"). Салли, например, была убеждена, что если она не станет лучшей студенткой, то окажется полной неудачницей. Составление когнитивного континуума для подобной идеи пациента помогает ему увидеть промежуточные понятия и оценки, как показано в следующем примере.
Т: Итак, где мы поместим лучшего студента? П: Вот здесь, Думаю, 90-100% успеха. Т: Хорошо. А вы - худшая студентка, неудачница. Значит, вас поместим возле 0%? П: Конечно. Выявление и изменение промежуточных изменений 191
Т: Соответствует ли все, что ниже 90%, понятию " быть неудачником"? П: Наверное, нет. Т: Тогда где проходит граница? П: Наверное, около 50%. Т: 50%? Значит, каждый, кто опускается ниже 50%, полный неудачник? П: Не знаю... Т: Есть ли кто-нибудь, кого мы можем с большей степенью достоверности расположить на 0%? П: Гм... Может быть, Джек из параллельной группы? Я знаю, что он учится еще хуже меня. Т: Хорошо. Отметим Джека на 0%. А есть ли кто-нибудь, кто учится еще хуже? П: Не знаю. Т: Может быть, это тот, кто заваливает каждую контрольную работу, не выполняет правильно ни одного домашнего задания? П: Да. Т: А теперь давайте поместим этого воображаемого студента, действительно полного неудачника в учебе, на 0%. Тогда где мы расположим Джека? И вас саму? П: Получается, Джека на 30%, а меня на 50%. Т: А что вы скажете о студенте, который не только заваливает все контрольные и не выполняет заданий, но и вообще не посещает занятия? О том, кому наплевать на учебу? П: Думаю, что его надо поместить на 0%. Т: Куда поместим студента, который пытается учиться, но у него ничего не получается? П: Наверное, на 10%. Т: Тогда где окажется Джек, а где - вы? П: Джек на 50%, а я на 75%. Т: В качестве домашнего задания предлагаю определить, точна ли 75%. Даже если для вашего колледжа вы оценили себя правильно, по отношению ко всем колледжам и студентам вы можете занимать более позицию. В любом случае, справедливо ли называть полной неудачницей ту, которая достигает 75% успеха? П: Нет.
192 Глава 10
Т: Согласитесь, Салли, самое плохое, что вы можете сказать о такой студентке, - что она на 75% успешна в учебе. П: (Заметно воодушевилась, улыбается.) Т: Теперь давайте вспомним ваше первое убеждение. Насколько вы сейчас уверены в том, что, не добившись полного успеха в учебе, вы будете неудачницей? П: Не сильно. Где-то на 25%. Т: Отлично! Техника когнитивного континуума с успехом применяется в работе с пациентами, которым свойственно дихотомическое (полярное) мышление. Как и с большинством других стратегий, терапевт обучает пациента самостоятельному применению этой техники, чтобы тот мог прибегнуть к ней в случае необходимости. Т: Салли, давайте подведем итог сегодняшней работы. Мы выявили, что в мышлении вы часто допускаете ошибку - думаете в терминах " все или ничего". Затем мы построили график, чтобы увидеть, действительно ли существуют только две категории - успех и полная неудача - или правильнее говорить о степени успешности. Можете ли вы привести другой пример того, что вы видите только в двух крайних категориях и что причиняет вам беспокойство?
|