![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология и методы психологического научного познания, исследования и воздействия
Б.Г. Ананьев делит приёмы, способы, методы познания и влияния на методы исследования и методы воздействия. Методы исследования делятся на методы сбора информации и методы обработки информации. Методы сбора информации: наблюдение, эксперимент, изучение документов (напр. биографический метод, контент-анализ), опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный, сплошной, выборочный, индивидуальный, групповой, очный, заочный), интервью, анкетирование, беседа, психодиагностические методы (разнообразные психологические тесты и тестовые методики). Методы обработки информации: методы, приемы статистической обработки данных и методы, приемы, способы качественного анализа информационных данных. Методы, выделяемые по форме проведения исследования: экспериментальные и неэкспериментальные, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские. Методы, выделяемые по содержанию, по научной направленности исследования: 1. исследование человека как индивидуальности; 2. исследование человека как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3. исследование человека как личности в целом. Методы, способы и приёмы эмпирических и психодиагностических научных психологических исследований. Также, в методологии психологии особо выделяются, изучаются и используются эмпирические, т.е. практические методы научного исследования. В рамках эмпирических, практических методов отдельно выделяются обсервационные методы исследования, – наблюдение и самонаблюдение, а также метод эксперимента. Наблюдение как метод исследования может быть различно: внешнее наблюдение или самонаблюдение, свободное или стандартизированное, включённое или невключённое, систематическое или несистематическое, сплошное или выборочное. Важнейшим эмпирическим, практическим методом исследования в психологии, как и во множестве наук, является эксперимент. Эксперимент, по своему содержанию и виду, подразделяется следующим образом (сновные этапы экспериментальных исследований такие). 1. Пилотажный (критический, предварительный). При пилотажном эксперименте гипотеза исследования или отсутствует, или производится уточнение смысла общей гипотезы. 2. Решающий, - выбор одной конкретизированной гипотезы исследования из нескольких. 3. Контрольный, - проверка зависимостей, выявленных ранее. 4. Констатирующий, - уточнение причинно-следственных связей в уже обозначенном и изученном явлении. 5. Формирующий, например, психолого-педагогический. По условиям проведения практического исследования выделяются такие виды экспериментов как: естественный или лабораторный. В методологии психологии, в психологических исследованиях значительное, особенное место занимают психодиагностические методы. Психодиагностические методы исследования бывают двух основных видов: тест и опрос. Тесты, тестовые методики имеют следующий характер: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, личностные тесты. В методологии психологии выделяется проблема валидности теста и его надёжности. Валидность теста, - соответствие методики тому, что она призвана изучать. Валидность это точность, объективность тестовой методики. Надежность теста это устойчивость, схожесть результатов теста при тестировании разных групп людей. Также, в данном контексте рассматривается проблема репрезентативности. Понятие репрезентативность понимается как представленность, представительность результатов исследования, теста, опроса. Объективность репрезентативности заключается в репрезентативности выборки, т.е. в количестве и качественном разнообразии людей, исследованных одним и тем же способом, методом. В связи с этим выделяется случайная или типичная выборка. Опрос и его виды: устный или письменный, свободный или стандартизированный; сплошной или выборочный, индивидуальный или групповой, очный или заочный. Комплексные вопросы для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 1 раздела № I 1. Дайте определение психологии как науки. 2. Раскройте понятия «психология» и «общая психология». 3. Опишите явления, изучаемые научной психологией. 4. Проанализируйте взаимосвязь методологии, методов и фактов в контексте «общей психологии» как научной и учебной дисциплины. 5. Осветите, что представляют собой методология и методы психологического научного познания, исследования и воздействия. 6. Осмыслите методы, способы и приёмы практических и психодиагностических научных психологических исследований. 7. Приведите развёрнутую классификацию методов научного психологического исследования. Рекомендуемая по теме № 1 раздела № I литература (жирным выделены основные учебно-методические источники) 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002. 2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – СПб.: СПбГУ, 2007. 3. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., 2000. 4. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2008. 5. Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997. 6. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2004. 7. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. Подольского А.И. – М.: Институт практической психологии, 1998. 8. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Университет, 2000. 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Че-Ро, 2006. 10. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. 11. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Человек, 2012. 12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000. 13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2007. 14. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. 15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. педаг. учеб. заведений: В 3 кн. – 6-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 1: Общие основы психологии. 16. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 1-ый. Введение в психологию. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. 17. Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд. 2, испр. и доп. Т. 1. Введение. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов ф-тов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2001. 18. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001. 19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 5 изд. – М.: Академия, 2006. 20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. 21. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М.: МГПУ, 1999. 22. Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное изд-во, 2004.
Раздел № 1. Тема № 2. «Структура, предмет, цели и задачи общей психологии»
|