![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прокурор как субъект хозяйственных процессуальных отношений.
Законодательство о хозяйственном судопроизводстве четко регламентирует участие прокурора в хозяйственном процессе. Правом на обращение в хозяйственный суд обладает прокурор соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь или его заместитель в пределах своей компетенции. Помощники прокуроров, прокуроры и начальники отделов, управлений, следователи такого права на предъявление иска или подачу заявления не имеют. Пpoкypop или его заместитель при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе обратиться в хозяйственный суд с иском в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия. Исковое заявление в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь могут направить: 1) Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители; 2) в другие хозяйственные суды - прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры и их заместители. В целях упорядочения работы по обращению в хозяйственные суды прокуроров и их заместителей с исками в интересах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и Прокуратура Республики Беларусь в связи с возникающими вопросами в правоприменительной практике установили, что: 1) в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре при установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан - в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы; 2) пределы компетенции прокурора или его заместителя при предъявлении в хозяйственные суды исков и заявлений определяются территорией административной единицы Республики Беларусь, на которой расположена соответствующая прокуратура, а также определяются правилами подсудности и иными нормами, установленными Хозяйственным процессуальным кодексом; 3) прокурор или его заместитель при установлении нарушений закона, служащих основанием для предъявления иска в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования, в случае, если предъявление такого иска выходит за пределы их компетенции или полномочий, обращается в вышестоящую прокуратуру или прокуратуру, которая обладает соответствующими компетенцией и полномочиями для предъявления такого иска; 4) прокурор или его заместитель, предъявивший иск в интересах субъекта хозяйствования, вправе, при наличии уважительных причин, препятствующих его участию в рассмотрении дела, в письменной форме передать полномочия по ведению дела в хозяйственном суде прокурору иной административно-территориальной единицы Республики Беларусь. В случае передачи полномочий по участию в рассмотрении дела нижестоящей либо вышестоящей прокуратуре, другой территориальной либо специализированной прокуратуре прокурор, предъявивший исковое заявление, обязан оформить такую передачу путем направления соответствующего письма, а также письменно уведомить об этом хозяйственный суд. На основании такого письма и служебного удостоверения прокуроры указанных выше прокуратур участвуют в рассмотрении дела с правами прокурора, предъявившего иск (заявление); 5) хозяйственным судам при рассмотрении исков и заявлений, предъявленных прокурорами или их заместителями в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, необходимо устанавливать факт того, что данные субъекты хозяйствования лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы. При этом хозяйственным судам следует иметь в виду, что отсутствие денежных средств для уплаты государственной пошлины у субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности может свидетельствовать о лишении их возможности самостоятельно защищать свои интересы; 6) при установлении превышения пределов компетенции или полномочий прокурора или его заместителя хозяйственным судам следует в соответствии с п. 3 ст. 96 ХПК оставлять их иски или заявления в защиту интересов субъектов хозяйствования без рассмотрения, разъясняя в соответствующем определении о праве субъектов хозяйствования самостоятельно обратиться с иском или заявлением в хозяйственный суд.
Участие прокурора в суде первой инстанции по хозяйственным делам. Иск прокурора в хозяйственный суд. Кассационное обжалование и опротестование не вступивших в законную силу решений хозяйственного суда.
Прокурор или его заместитель при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции обращается в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, а также в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия. Требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявлений направляемого в суд лицами, обращающимися за защитой как своего, так и чужого права или охраняемого законом интереса, содержатся в ст. 123 ХПК. В исковом заявлении должны быть указаны: l) наименование хозяйственного суда, в который подается заявление; 2) имя (наименование) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты; 3) цена иска, если иск подлежит оценке; 4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования; 5)доказательства, подтверждающие основания исковых требований; 6)расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы; 7)требования со ссылкой на акты законодательства Республики Беларусь, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них; 8)сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором; 9)иные данные, вытекающие из требований актов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления; 10)перечень прилагаемых к исковому заявлению документов. Кроме того, в исковом заявлении могут указываться ходатайства об обеспечении иска, о совершении хозяйственным судом действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора. Протест на судебные акты, принятые по иску, заявленному в суд непосредственно субъектом хозяйствования, вправе принести прокуроры, указанные в ст. 120 ХПК. Протест должен содержать: 1)наименование кассационной инстанции хозяйственного суда, которой адресуется протест; 2) имя (наименование) лица, подающего протест, и лиц, участвующих в деле; З) наименование хозяйственного суда, принявшего решение, на которое подается протест, номер дела и дата принятия решения, предмет спора; 4) требования прокурора, подавшего протест, с указанием на нарушения или неправильное применение норм материального либо процессуального права; 5)несоответствие изложенных в решении выводов фактическим обстоятельствам дела; 6)перечень прилагаемых к жалобе (протесту) документов; 7) будет ли подаваться дополнительный кассационный протест до рассмотрения его кассационной инстанцией. Кассационная жалоба (протест) возвращается хозяйственным судом, если: 1) она не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не указаны либо не подтверждены должным образом, либо лицом, должностное положение которого не указано, или недееспособным лицом; 2) не приложены документы, подтверждающие направление копии лицам, участвующим в деле; 3) не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере; 4) подана по истечении срока для кассационного обжалования и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано; 5) форма и содержание жалобы не соответствуют требованиям ст. 178 ХПК; 6) до направления лицам, участвующим в деле, определения о принятии кассационной жалобы к производству от стороны поступило заявление о возвращении жалобы; 7) жалоба подана лицом, не имеющим права на ее подачу. Указанные правила распространяются и на прокурора, принесшего кассационный протест, за исключением обязанности уплатить государственную пошлину. О возвращении кассационной жалобы (протеста) выносится определение, которое может быть обжаловано (опротестовано) в установленном законодательными актами порядке (ст. 180 ХПК). Кассационная инстанция хозяйственного суда проверяет законность и обоснованность решения в полном объеме. Согласно ст. 188 ХПК она вправе: - оставить решение хозяйственного суда первой инстанции без изменения, а необоснованную кассационную жалобу (протест) - без удовлетворения; - отменить решение хозяйственного суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в хозяйственный суд первой инстанции; - отменить решение хозяйственного суда первой инстанции полностью или в части принять новое решение; - изменить решение хозяйственного суда первой инстанции и прекратить производство по делу или оставить иск (заявление) без рассмотрения полностью или в части.
|