Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Участие прокурора в рассмотрении дел в порядке надзора.
Протесты в порядке надзора вправе согласно ст. 200 ХПК приносить: 1) Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь - на судебные акты любого хозяйственного суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; 2) заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора Республики Беларусь - на судебные акты любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; 3) председатели хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры на постановления кассационной инстанции хозяйственного суда области и приравненного к нему суда; 4) прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, а также их заместители - на не обжалованные в кассационном порядке и вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов. Нижестоящие прокуроры правом на принесение протестов в порядке надзора не наделены. Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь 27 апреля 2001 г. №22 «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования» Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Беларусь, прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому транспортному и Белорусскому военному прокурорам, межрайонным, городским и районным прокурорам предписано принять дополнительные меры к организации эффективного надзора за исполнением законодательства в экономических отношениях, о защите прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования, законностью и обоснованностью решений по хозяйственным спорам. В случаях выявления нарушений закона в сфере экономических отношений принимать предусмотренные Законом о прокуратуре меры реагирования с целью их реального устранения и восстановления законности. При истребовании из хозяйственных судов дел прокуроры должны руководствоваться как нормами процессуального права, так и совместным письмом Прокуратуры Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13 марта 2001 г. № 07-12д-2001 и № 03-25/433. В случае отказа в принесении протеста по жалобе участников процесса, иных лиц, права и интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, по результатам изучения хозяйственного дела составлять мотивированное заключение. Поводом к истребованию дела, а также к принесению протеста в порядке надзора являются жалобы лиц, указанных в ст. 204 ХПК, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступивший в законную силу судебный акт имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по другим основаниям. Основанием к истребованию дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного акта. Основанием для принесения протеста является выявленное после истребования дела существенное нарушение норм материального или процессуального права, которое повлияло на законность или обоснованность вынесенного судебного акта. Жалобы в порядке надзора должны соответствовать требованиям ст. 205 ХПК. К жалобе должны быть приложены: 1) копии судебных актов, вынесенных по делу; 2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины; 3) документы, подтверждающие направление копии жалобы другим лицам, участвующим в деле. Подача жалобы ограничена годичным сроком со дня вступления в законную силу судебного акта, обжалуемого в порядке надзора. Если жалоба подана с пропуском установленного срока и содержит просьбу о восстановлении срока на подачу жалобы, то она подлежит рассмотрению должностным лицом, имеющим право принесения протеста (ч. 2 ст. 206, ст. 207 ХПК). Жалоба рассматривается должностным лицом, имеющим право принесения протеста. В хозяйственном суде надзорной инстанции жалоба по поручению председателя хозяйственного суда или его заместителя может рассматриваться другим судьей этого суда. В результате рассмотрения жалобы принимается решение: 1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности обжалуемого судебного акта; 2) об отказе в истребовании дела и принесении протеста, если из жалобы и представленных документов видно, что доводы жалобы не могут повлечь отмену судебного акта, либо по неуважительным причинам пропущен срок на подачу жалобы, либо по неуважительным причинам не была подана кассационная жалоба. Решение об истребовании дела может быть изложено в форме резолюции на жалобе. Решение об отказе в истребовании дела и принесении протеста излагается письменно, подписывается принявшим его должностным лицом и направляется лицу, подавшему жалобу. В ответе на жалобу должны быть указаны: 1) должностное лицо, принявшее решение; 2) время и место принятия решения; 3) дело, по которому принято решение; 4) лицо, подавшее жалобу; 5) по какому из оснований отказано в истребовании дела; 6) разъяснение права лица, подавшего жалобу, обжаловать принятое по жалобе решение. Протест в порядке надзора может быть принесен как на судебные акты в целом, так и на их мотивировочную часть, если изложенные в ней выводы являются ошибочными, но не повлияли на разрешение дела по существу. В случае принесения протеста на мотивировочную часть суд, рассматривающий дело в порядке надзора, признав протест обоснованным, выносит постановление об изменении судебного акта в этой части. Протест должен содержать: 1)наименование надзорной инстанции, в которую приносится протест; 2) указание на судебные акты, которые опротестовываются; 3) изложение существа дела, по которому вынесены судебные акты; 4) указание, в чем состоит существенное нарушение норм материального и (или) процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного акта; 5) просьбу должностного лица, принесшего протест. Надзорная инстанция оставляет протест без рассмотрения, если: 1)протест принесен без повода, предусмотренного ст. 203 ХПК, и (или) к нему не приложены жалоба, представление или ходатайство; 2)протест не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 208 и 209 ХПК.
|