Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 18. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних.






 

План

 

1.Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Организация работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних в различных звеньях прокуратуры.

2.Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в уголовном процессе.

3.Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательных колониях для несовершеннолетних.

4.Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в сфере общего надзора.

 

 

Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Организация работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних в различных звеньях прокуратуры.

 

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена, в первую очередь, их физической и умственной незрелостью, а следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Правам несовершеннолетних посвящены ст. 25 и 26 Всеобщей декларации прав человека (1948г.), ст. 10 Международного пакта об экономи­ческих, социальных и культурных правах (1966 г.), а 20 ноября 1989 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Ратифицировав данную Конвенцию 28 января 1990 г., Республика Бела­русь приняла обязательства по приведению своего законодательства о пра­вовом положении несовершеннолетних в соответствие с нормами между­народного права.

Основные положения о правах несовершеннолетних закреплены в Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Бела­русь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка». Кроме того, права несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений урегулированы специальными нормами соответственно гражданского, семейного и трудового права. Особую значимость имеют нормы административ­ного и уголовного законодательства.

К конституционным правам несовершеннолетних относятся: право на гражданство (ст. 10 Конституции), право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье (ст. 21), равенство перед законом (ст. 22), право на жизнь (ст. 24), право на свободу и неприкосновен­ность (ст. 25), презумпция невиновности (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приго­вором суда (ст. 26)), право на отказ от самообвинения (никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27)), право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и до­стоинство (ст. 28), неприкосновенность жилища (ст. 29), свободу передви­жения (ст. 30), свободу вероисповедания (ст. 31), право на свободу мне­ний, убеждений и их свободное выражение (ст. 33), свободу собраний, митингов, шествий (ст. 35), право на свободу объединений (ст. 36), право на труд (ст. 42), право на отдых (ст. 43), на охрану здоровья (ст. 45), право на жилище (ст. 48), на образование (ст. 49).

Закон «О правах ребенка» определяет права и обязанности ребенка. При этом дополнительными гарантиями пользуются дети с определенными особенностями развития, а также оказавшиеся в неблагоприятных ситуа­циях. Действие закона распространяется на лиц моложе 18 лет.

Законодательные акты Республики Беларусь, прежде всего УК, УПК, ГК, КоБС, ТК, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и интересов как при расследовании и судебном рассмотрении дел с их участием или затрагивающих их интересы, так и при рассмотрении семейных, наследственных, жилищных и трудовых вопросов, положения и взаимоотношений в семье.

Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы, используя положения по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершенно­летних, улучшить работу по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявлять и укреплять причины и условия, им способствующие, добиваться возвращения к честной, трудовой жизни каждого оступивщегося подростка.

Генеральным прокурором Республики Беларусь с учетом возможнос­ти этого направления прокурорской деятельности 3 апреля 2002 г. издан приказ №4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних».

В органах прокуратуры для осуществления поставленных задач и осуществления данного надзора созданы специальные отделы, группы, в низовых звеньях прокуратуры выделяются работники, на которых возлагается осуществление надзора в этом направлении. В основном это должна быть работа по надзору за выполнением требований законов органами и должностными лицами, включая контролирующие органы местных ад­министраций. Вместе с тем это работа по координации различных отрас­лей прокурорского надзора и правоохранительных органов, которые обя­заны по положению осуществлять контроль за соблюдением законодатель­ства о несовершеннолетних, защите их прав.

Генеральный прокурор Республики Беларусь обязывает обращать внимание на эти вопросы в деятельности всех отраслей прокурорского надзора: при надзоре за следствием и дознанием; при участии в рассмотрении дел судами и надзоре за законностью судебных постановлений; при надзоре за соблюдением законности в местах лишения свободы и в учреждениях, исполняющих наказание, не связанное с лишением свобо­ды, и особенно при осуществлении общего надзора в ходе проведения про­верок исполнения законов о несовершеннолетних.

Генеральный прокурор Республики Беларусь требует постоянно совершенствовать надзор за исполнением:

- законодательства о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, обращая особое внимание на эффективность мер по предупреждению тяжких и особо тяжких, групповых и повторных преступлений;

- законодательства, направленного на предупреждение безнадзорнос­ти несовершеннолетних;

- законодательства, направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних, защиту их права на жизнь, здоровье, а также на за­щиту от экономической и иной эксплуатации;

- законодательства о борьбе с пьянством и наркоманией, добиваясь устранения причин и условий вовлечения в них подростков;

- законодательства о занятости, трудоустройстве и охране труда несовершеннолетних. Систематически анализировать и проверять исполнение законодательства о труде, обучении и занятости подростков, придавая первостепенное значение реализации программы по обес­печению их занятости. Проверять исполнение решений органов ис­полнительной власти об установлении на предприятиях квот рабочих мест для несовершеннолетних. Усилить надзор за исполнением зако­нодательства центрами (бюро) занятости, а также за соблюдением за­конности в деятельности предприятий негосударственных форм соб­ственности, использующих труд подростков;

- законодательства о воспитании детей в семьях и защите их прав, максимально используя правовые средства для укрепления семьи и повышения ответственности родителей за воспитание детей;

- законодательства, гарантирующего защиту детей и подростков, оказавшихся в неблагоприятных (экстремальных) ситуациях;

- Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», подвергая тщатель­ной проверке каждый случай усыновления (удочерения) детей, осо­бенно иностранными гражданами. Средствами прокурорского над­зора обеспечить надлежащую защиту прав сирот, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особенностями психо­физического развития и пострадавших от катастрофы на Чернобыль­ской АЭС;

- Закона Республики Беларусь «Об образовании в Республике Бела­русь, сосредоточив внимание на исполнении учебными заведениями и органами образования воспитательных функций, а также на обеспе­чении права на получение обязательного базового образования.

На органы прокуратуры возлагается надзор за исполнением Закона Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и право нарушений несовершеннолетних».

На органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в деятельности инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений для педагогически запущенных подростков.

Важная роль в предупреждении нарушений закона и в борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних. Надзор за законностью решений комиссий, деятельностью приемников-распределителей возлагается на прокуроров.

При реализации и осуществлении надзора прокурорам необходимо в совершенстве знать требования нормативных правовых актов в сфере регулирования защиты прав детей и подростков, а также отраслевых приказов, распоряжений и указаний Генерального прокурора Республики Беларусь:

- регулярно истребовать в соответствии с Законом о прокуратуре в пре­делах своей компетенции от руководителей соответствующих органи­заций и учреждений необходимые информационно-аналитические ма­териалы, касающиеся основных направлений надзора за исполнени­ем законодательства о несовершеннолетних, регулярно проводить их анализ и обобщение;

- использовать материалы прокурорских проверок, обращений граж­дан, информацию в печати и других средствах массовой информации, материалы гражданских и уголовных дел; постоянно изучать методи­ческие рекомендации, положительный опыт организации работы в других регионах республики, недостатки и просчеты своих коллег;

- с учетом сведений о состоянии дел в этой сфере, накопленного мате­риала планировать работу по надзору за исполнением законодатель­ства о несовершеннолетних. Это позволит максимально определить задачи и правильно организовать проверку. При планировании орга­низации осуществления надзора следует не подменять ведомственные контролирующие органы, а сотрудничать и взаимодействовать с ними;

- при проведении проверок прокурорам необходимо поддерживать свою работу со специалистами контролирующих и иных органов, обеспечи­вать полноту и качество проводимых проверок, устранения выявлен­ных нарушений, по результатам проверок реализовывать принцип глас­ности (выступление с информацией, доклады и др.). Прокурорам не­обходимо систематически анализировать состояние преступности и иных правонарушений несовершеннолетних. Совместно с государ­ственными органами и общественными объединениями регулярно пла­нировать и осуществлять мероприятия, направленные на нейтрализа­цию причин правонарушений и условий, им способствующих. Обеспе­чить должный прокурорский надзор за законностью в деятельности:

- министерств и иных республиканских органов государственного управления;

- органов местного управления и самоуправления по предупрежде­нию правонарушений несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов. Оказывать им правовую помощь, инфор­мировать о состоянии правонарушений в подростковой среде, пред­лагать конкретные меры по совершенствованию в этой сфере;

- комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, добива­ясь, чтобы комиссии в полной мере осуществляли возложенные на них координационные и контрольные функции. Обеспечить участие прокуроров в заседаниях комиссий при рассмотрении вопросов общей профилактики и при обсуждении ходатайств о направлении несовершеннолетних в специальные воспитатель­ные учреждения. Проверять состояние законности при постанов­ке несовершеннолетних на учет в органах внутренних дел и про­ведении с ними профилактической работы, а также при примене­нии мер административного воздействия;

- приемников-распределителей для несовершеннолетних, пресекая факты необоснованного водворения в них подростков;

- специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершен­нолетних.

Принципиально реагировать на выявленные нарушения законности в деятельности должностных лиц названных органов и учреждений по обеспечению прав несовершеннолетних.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал