Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль ставки процента
При рассмотрении уровня инвестиций как основного фактора, обеспечивающего приближение к состоянию полной занятости, одним из основных вопросов является оценка воздействия возросшего объема инвестиций и количества денег на уровень цен. Кейнс доказал, что увеличение денежной массы далеко не всегда приводит к повышению цен, но, тем не менее, оказывает самостоятельное воздействие на ставку процента. Логику его рассуждений можно проиллюстрировать следующим примером. Если возросший объем денежных средств окажется в распоряжении предпринимателя с низкой склонностью к потреблению, то логично предположить, что эти средства, не увеличивая текущего спроса на товары, не приведут к росту цен на них. Одновременно возрастет доля средств, направляемых на инвестиционные цели (как возможная, хотя не единственная альтернатива их использованию на потребительские цели). В результате за счет роста предложения денег на рынке произойдет снижение ставки процента. Последнее рассматривалось Кейнсом в качестве важного фактора поощрения инвестиций в производство: ставка процента выступает как низший (минимально допустимый) предел рентабельности инвестиций. Соответственно, разница между предельно эффективностью капитала и нормой процента определяет прибыльность инвестиций и реальные стимулы к инвестированию. Данная разница может быть увеличена путем снижения ставки процента. Увеличение количества денег в обращении может рассматриваться как важное средство их удешевления (снижения ставки процента) и, соответственно, поощрения инвестиций в производство. Произведенный Кейнсом анализ влияния изменения уровня цен на ставку процента и на величину конечного спроса вошел в историю экономической мысли под названием эффекта Кейнса. Его суть сводится к следующему: - результатом снижения общего уровня цен является увеличение реальной величины денежных остатков на счетах компаний и физических лиц; - возросший объем денежных средств может быть использован для спекулятивных операций; - в результате возросшего предложения денег ставка процента снижается; - снижение процентной ставки стимулирует рост инвестиций, что приводит к увеличению спроса на товары. Таким образом, снижение цен косвенным образом – через увеличение денежных остатков и снижение процентной ставки приводит к увеличению спроса. Данный механизм косвенного влияния цен на спрос отличается от прямого воздействия изменения уровня цен на спрос на потребительские товары (чем выше цены, тем ниже спрос и наоборот), именуемого прямым эффектом реальных денежных остатков. Кейнс объяснял, что процент носит одновременно и психологический, и монетарный характер и является вознаграждением за отказ от хранения богатства в его ликвидной (денежной) форме. Величина процента имеет обратно пропорциональную зависимость от количества денег, находящихся в обращении. Однако норма процента отличается значительной инертностью из-за наличия фактора предпочтения ликвидности и относительно стабильного объема денег в обращении. Сторонники классической экономической теории рассматривают ставку процента как категорию реальной экономики. С их точки зрения, ставка процента определяется производительностью «спрос на средства для инвестиций») и бережливостью («предложение сбережений»). Точка пересечения кривых сбережений и спроса на инвестиции определяет величину ставки процента. Таким образом, в классической системе нормы прибыли от производственных и финансовых активов стремятся к уравниванию, формируя тем самым единую рыночную ставку процента. В отличие от сторонников классического подхода Кейнс утверждал, что ставка процента – это денежный феномен, отражающий состояние предложения денег и спроса на них. Для него ставка процента представляла собой монетное явление, определяемое спросом на финансовые активы и деньги и их предложением.
|