![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые османы» и конституционное движение в Османской империи
«Новые османы» - участники тайной политической организации «Общество новых османов», созданных в Стамбуле в июне 1865 г. представителями молодой чиновной турецкой интеллигенции. Реформы танзимата (реформы с 1839 до начала 1870-х гг.) не могли привести к кардинальным сдвигам (они не затраг. существ. аграрных отношений, деспотии султана, не решали национального вопроса в Османской империи). Но появилась " предтеча национальной турецкой буржуазии" - молодая интеллигенция (феод-бюрократ. по происхожд., буржуазная по идеологии). - результат реформ в обл. просвещ. [в 1868 принят Органический закон о народном образовании - нач. образов. должно быть всеобщим, обязат. и бесплатным]. Формир-ю тур. интелл-ии способств. расшир. связей с внеш. миром, поездки учащейся молодежи в европейские страны. 1851 г., Стамбул - Комитет Знаний - 1 тур. академия наук. Цель – развитие языка и распространение книг на турецком. Широко распространяются периодические издания, в т.ч. на турецком языке; много типографий много книг. Создаются 1-е просветительские общества интеллигенции: «Османское общество просвещения», «Книжное общество». Интересующие вопросы: распространение знаний, создание национальной литературы и чистота национального языка, независимое политико-экономическое развитие Османской империи. Светских школ много, но это школы первой ступени. А школы второй ступени – для мусульман, их всего лишь несколько десятков. Просвещение и реформы в области просвещения должны были дать результаты. Турции нужна молодая интеллигенция. Та, что возникала, была по происхождению феодально-бюрократической, по психологии – буржуазной. Течение " новых османов". Состав: прогрессивно настроенная интеллигенция (журналисты, писатели, чиновники, учителя, офицеры). Во главе писатели и публицисты: Намык Кемаль (1 из лидеров либерально‑ конст движения + 1 из основоположников новой турецкой лит-ры – стремился писать на понятном народу языке), Ибрагим Шинаси, Али Суави, Зия-бей. Основные требования: ограничение султанского абсолютизма, создание парламента и введение конституции. Добивались реформа. С реакционных позиций решали реакционный вопрос. Не признавали за нетурецкими народами права на самостоятельное развитие («все народы империи – подданные султана»). Выразитель - газета " Тасвир-и-эфкяр" (Выразитель идей), издает ее Шинаси (уч-к Мустафы Решид-паши; разрабатывал танзиматские реформы и участвовал во Французской революции 1848 г.). Открытая пропаганда в период. печати. Репрессии , открытая пропаганда сходит на нет в 1865 Намык Кемаль и К созд. тайное полит. общ-во (до 250 чел-к: на ряд ячеек, по 7 чел. в каждой.) 1866 г. - пытались создать заговор и возвести на трон либерального принца Мурада. 1867 г. - были рассекречены Намык Кемаль, Али Суави, Зия‑ бей бежали за границу, там что-то издавали. Выступали колониальной политики, но основой антиколониального движения выдвинули идею «османизма» - единства всех подданных ОИ, имеющих общую родину оторвались от идеи национально‑ освободительного движения. В начале 1870-х гг. - полит. кризис в О.и. Причины: разложение основ феод-абсолютист. строя; потеря контроля над отдел. терр-ми; растущ. вмеш-во зап. держав; застой местного производства; новый нац‑ осв борьбы на Балканах; налогового гнета Недовольство широких слоев насел. правлением султ. Абдул-Азиза. «НО» активизируются. Воспользовавшись амнистией, лидеры движения вернулись в Стамбул. Намык Кемаль с 1872 издает газету " Наставление" (Ибрет) с критикой султана и популяризацией своих идей оформляется программа «НО»: 1. борьба за экономическую и политическую независимость феодального абсолютизма (препятствие независимости); 2. создание конституционной монархии; 3. отмена откупной системы; 4. ликвидация административного произвола; 5. ликвидация капитуляций и неравноправных торговых договоров 6. нет внешним займам! 7. народного образования; 8. Решение нац. вопроса на основе теории " османизации", т.е. освободительное движение д.б. 1873 - нов. репрессии: закрыты газеты + арест и ссылка Намыка Кемаля и К. Нот идеи «НО» пользуются успехом у либеральной бюрократии гос деятель Мидхат-паша, губернаторр Болгарии и Сирии (в разное время) пытался воплотить в жизнь экономические идеи «НО». 1875 - неурожай, холера летом – восстание крестьян в Герцеговине (сначала размера ашара, затем - турецкого господства). 1876 - восстание в Болгарии, очень жестоко подавлено Январе 1876 г. - зап. державы - меморандум о прекращение террора и начале реформ в регионе Сторонники реформ (Мидхат-паша и К) активизируются и объед. с частью феодалов и духовенства. Май 1876 г. - демонстрации населения правительство вел. везира Недим-паши ушло в отставку. 30 мая 1876 низложен султан Абдул-Азиз. Хотели Мурада 5, но - противодействие консерваторов, М‑ 5 низложен из-за нервного заболевания Абдул-Хамид 2. Он обещал конституцию, но не спешил вводить. Россия потребовала перемирия Порты с Сербией д/разрешения Балканского конфликта в Стамбуле соберется конференция европейских государств (уже подготовлен проект автономии Боснии, Герцеговины, Болгарии). Великий везир Мидхат-паша настаивает на срочной конституции, чтобы Европа не лезла. 23 декабря 1876 – указ о введении конституции = начало работы над ней. Составили Мидхат‑ паша и Намык Кемаль: созд. 2-палат. Парламента; провозгл. равенство и свободу всех (!) подданных, безопасноть личности и имущества, жилища, пропорциональное распределение налогов, свобода деятельности в торговле, промышленности и с/х. Но права султана остались неограниченными: не должен нести ответственти перед парлам-м, утверждает законы, принятые парламентом, назначает и смещает министров, заключает международные логоворы он же халиф Османской империи; ислам – официальная религия
В феврале 1877 г. после прекращения работы конференции держав в Стамбуле без результав, Мидхат-паша арестован и сослан, расправа с др. лидерами " НО". Абдул-Хамид не решился отм. конст. Март 1877 г. – 1я сессия очень послушнного парламента, но и тот ругает администрацию. Осенью 1877 г. - новые выборы - парламент более оппозиц. Февраль 1878 г. – недоверие везирю за плохое ведение русско-турецкой войны. Парлам. был распущен, а конст. 1876 года фактически перестала сущ-ть. Движение «НО» , но впоследствии на его основе – младотурки. Первая англо-афганская война (1838—1842) О собенности развития капитализма в середине XIX века. Эпоха пробуждения Азии. Революция в России 1905–1907 гг. оказала огромное влияние на борьбу колониальных народов. Революционный подъем начала XX в. В. И. Ленин назвал «Пробуждением Азии». «Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию». Во всех революциях эпохи Пробуждения Азии главной движущей силой были народные массы, в первую очередь угнетенное крестьянство. В антиимпериалистическую, антифеодальную борьбу были втянуты рабочие, городская беднота, мелкие ремесленники и национальная буржуазия. Рабочий класс в этот период был слаб, не имел своих политических организаций и не смог играть самостоятельной роли в освободительной борьбе. Эпоха Пробуждения Азии показала всю непоследовательность национальной буржуазии, ее двойственность, ее боязнь борьбы народных масс. Непоследовательной была позиция даже революционного крыла национальной буржуазии, а либералы шли на прямое соглашение с империализмом, с феодальной реакцией (Турция, Персия) или же доходили до предательства, как это было в Китае. О сущности буржуазного либерализма В. И. Ленин писал: «Азиатские революции показали нам ту же бесхарактерность и подлость либерализма, то же исключительное значение самостоятельности демократических масс, то же отчетливое размежевание пролетариата от всяческой буржуазии». В целом революции эпохи Пробуждения Азии не достигли цели освобождения от империалистического и феодального гнета, но имели всемирно-историческое значение, так как пробудили народные массы зависимых и колониальных стран к активной политической борьбе. «Пробуждение Азии и начало борьбы за власть передовым пролетариатом Европы знаменуют открывшуюся в начале XX века новую полосу всемирной истории». Освободительное движение, охарактеризованное В. И. Лениным как «Пробуждение Азии», выдвинуло на арену революционной борьбы народы Востока в качестве союзника пролетариата Запада в борьбе за социализм. Империалистическая западная буржуазия выявила себя как заклятый враг рабочего класса метрополий и народов колониальных и зависимых стран. Только международный пролетариат стремился поддержать освободительную борьбу народов Азии и Африки. Пробуждение АзииПосле русской революции 1905 г. во многих колониальных и зависимых странах начался подъем буржуазно-революционных и национально-освободительных движений. В странах, формально независимых, но в действительности превращенных в полуколонии (Иран, Турция, Китай) произошли буржуазные революции, непосредственно направленные против феодального абсолютизма, но косвенно также и против иностранных империалистов, для которых он был союзником и опорой. Индия, Индонезия и некоторые другие колонии были охвачены сильным национально-освободительным движением.Предпосылки подъема этого движения складывались в течение долгого времени. Они были порождены прежде всего тем непримиримым противоречием, которое существовало между горсткой империалистических держав и многомиллионными массами народов эксплуатируемых ими колоний и полуколоний. По мере усиления империалистического гнета и роста противодействующих ему сил это противоречие углублялось, подготовляя революционный взрыв. Мощное влияние русской революции обострило кризис и послужило толчком к революционным выступлениям в ряде стран Востока. «Мировой капитализм и русское движение 1905 года, - отмечал В. И. Ленин, - окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого, одичавшего в средневековом застое, населения проснулись к новой жизни и к борьбе за азбучные права человека, за демократию» (В. И. Ленин, Пробуждение Азии, Соч., т. 19, стр. 66.).Революция в России, поколебавшая царизм - эту, как ранее казалось народам Востока, несокрушимую силу, - вдохновила их на революционные выступления против своих феодальных монархов и их покровителей- иностранных империалистов. Ненависть, которую вызывала у народов Востока империалистическая политика царского правительства, сочеталась с горячим сочувствием к русским революционерам. В странах Азии начали понимать, что демократические, революционные силы России являются союзником угнетенных народов в их освободительной борьбе.Демократические идеи из России проникали в сопредельные с ней страны Востока еще задолго до начала революции. Многие представители интеллигенции этих стран, игравшие большую роль в пробуждении национального самосознания, получали образование в русских учебных заведениях, были знакомы с идеями передовых демократических русских деятелей. Рабочий класс Ирана, Китая, Кореи имел непосредственный контакт с пролетариатом России. Китайские рабочие сближались с русскими рабочими на строительстве Китайско-Восточной железной дороги, иранские - на концессионных предприятиях в Иране. Немало иранских, китайских, корейских рабочих проживало в России; участие их в революционной борьбе российского пролетариата давало им опыт и боевую закалку. Эти люди становились вестниками русской революции, активными участниками революционного движения в своих странах.В период пробуждения Азии трудящиеся колониальных и полуколониальных стран еще не выдвигали собственной политической программы. Однако именно борьбой народных масс определялись уступки империалистов и господствующих классов.Народы пробудившейся Азии не смогли в тот период одержать победу. Мощь империализма, слабость национальной буржуазии, только еще формировавшейся и неспособной довести до конца буржуазную революцию, незаинтересованность либеральных помещиков и части буржуазии, связанной с крупным землевладением, в последовательной ликвидации феодальных отношений и порядков были важнейшими причинами неудачи первого тура революционных выступлений народов Востока. Вырванные у империалистов и «своих» господствующих классов уступки были еще очень ограничены. Но подъем национально-освободительного и антифеодального движения обогатил народные массы Востока опытом борьбы, вооружил их для новых битв за свое освобождение.
|