Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ли Ди. Пейзаж С буйволами. XII в. Дворцовый музей, Тайвань.
ФАРФОР Огромную роль в искусстве средневекового Китая играли декоративные ремёсла, тесно связанные с архитектурой и живописью. В период Тан (618—907 гг.) получили широкое распространение изделия из фарфора. Первые в мире фарфоровые изделия появились в Китае благодаря богатым залежам фарфорового камня (соединение полевого шпата и кварца) и местной белой глины — каолина. Каждый фарфоровый предмет представлял собой самостоятельное произведение искусства. Долгое время за пределами Китая не знали, как производится фарфор. Это было секретом и гордостью Танской империи. Знаменитые поэты посвящали фарфору стихи. В VII—XI вв. самыми знаменитыми были печи Синчжоу (провинция Хэбэй), поставлявшие белоснежные гладкие сосуды округлой формы к императорскому двору. Наряду с фарфором высоко ценилась и трёхцветная керамика сань-цай («три цвета»), покрытая глазурью зелёных, коричневых и золотисто-жёлтых оттенков. Керамика XI—XII вв. более изысканна и многообразна. Как и в живописи Сунского времени (970— 1279 гг.), яркость красок в ней сменилась изящной простотой, мягкостью цветовых переходов. Сосуды отличались гармоничными пропорциями и нежными серо-зелёными и серо-голубыми оттенками. Сунские керамисты были вдохновенными художниками. В скромных чашах, вазах и кубках переливчатых серо-зелёных тонов, в затёках краски и трещинах, случайно возникших при обжиге, они умели уловить жизнь самой природы, придать случайным дефектам художественный смысл. В период позднего Средневековья на первое место среди всех декоративно-прикладных изделий выдвинулся фарфор, технология которого достигла невиданного ранее совершенства. Мастера фарфоровых изделий ставили перед собой иные задачи, чем сунские. Фарфоровая продукция стала многоцветной. Особенно знаменит трёхцветный фарфор доу-цай («борьба цветов»), который расписывали жёлтой, зелёной и красной эмалевыми красками. Белоснежная поверхность изделий была фоном, который разрисовывали растительными узорами, жанровыми сценами, пейзажами, цветами и птицами. В XVIII столетии фарфор стали вывозить во многие страны мира. Отличающиеся звонкостью, необыкновенной белизной и тонкостью, фарфоровые изделия Китая были необычайно притягательны для жителей европейских стран.
|