Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Августа 2007 года. Сейчас мы предпримем ещё один шаг в нашем изучении субъекта Божественной Любви, любви Божественности






«ЧЕТЫРЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КАТЕГОРИИ ЛЮБВИ»

 

Сейчас мы предпримем ещё один шаг в нашем изучении субъекта Божественной Любви, любви Божественности. Мы подходим вплотную, уже буквально погружаемся в обзор четырёх категорий Любви. Среди этих четырёх категорий есть Ахваль, духовные состояния, каждое из которых неотделимо от другого. Каждое наносит свой собственный, особый отпечаток на самость Факира.

Первая из четырёх категорий включает два аспекта. Сама эта первая категория именуется Аль-Хауа. Аль-Хауа – внезапная страсть любви, любовный припадок. Её основной смысл в том, что она попадает в сердце из Гайба, Сокрытого, а раскрывается в Шахаде, во внешнем проявлении. Для большей наглядности обратимся к Корану, к Суре ан-Наджм (53: 1):

«Kлянycь звeздoй, кoгдa oнa зaкaтывaeтcя!»

Мы обнаруживаем, что слово «закатывается» употреблено в собственном словарном значении – Хауа. Глагол – «ха-уи-йя», будущее время от него – «йя-х-уа», а существительное – «ха-уа», и Хауа означает «падение в любви». От этого же корня происходит существительное «хувий» – «падение». Мы утверждаем, что такого рода любовь – нечто, западающее в самое сердце.

Подобное западание в сердце случается посредством одного или более, чем трёх событий. Первое событие именуется Назар, т.е. взгляд. Следовательно, первейшая вещь, влекущая это погружение в сердце и дающая мотив для опустошения – взгляд. Взгляд – то, что пробуждает в Факире голод по любви Аллаха, субханаху уа та’аля. Он объемлет тончайшие и наименее различимые аспекты передачи в Тасаввуфе между Шейхом и серьёзным Мюридом, а также между ищущим и Вилайятом. Под последним подразумевается встреча с Вали Аллаха, и человек может даже не помышлять, что он Вали Аллаха, но посредством его взора ищущий будет поражён и тронут до глубины души.

Второе событие именуется Сама’, которое, как вы знаете, означает «слышание». Факир слышит известия от Возлюбленного в «Диване» Шейха. Он внимает вестям от Возлюбленного через эти величественные, непревзойдённые писания людей Тасаввуфа. Либо он услышит их в декламации Корана. Но его сердце будет ошеломлено, произойдёт щелчок и тогда в его сердце состоится любовное пробуждение.

Третье событие, провоцирующее такое западание в сердце, – Ихсан. То есть, ситуация, когда ревностный искатель сталкивается с благородными поступками, с какими-либо действиями, отмеченными благородством и совершенством, которые способны тронуть и пробудить сердце. Помните, определение Ихсана дано в знаменитом Хадисе, открывающем сборник Имама Муслима, где Расуль, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, был спрошен Архангелом Джибрилем: «Что есть Ислам? Что есть Иман? Что есть Ихсан?». Ответом на вопрос «Что есть Ихсан?» стало: «Поклоняться Аллаху так, словно зришь Его, хотя и не видят Его твои очи, но со знанием, что Он видит тебя». Это знание – сущность такого качества, как Ихсан. Следовательно, это случается при нежданном столкновении с тем, кто олицетворяет Ихсан. Возможно, это просто благородное поведение, но, как правило, оно свидетельствует об Ихсане, пробуждающем любовь, которая заметна у тех, кто воплощает осознание, что они пребывают под взором Аллаха, субханаху уа та’аля.

Здесь поднятая тема становится столь серьёзной, что от нас требуется большая сосредоточенность. Второй аспект Аль-Хауа заключается в том, что страсть должна соответствовать внешне явленному Шари’ату. Проиллюстрируем это 38-й Сурой Сад, первой половиной 26-го Аята:

«O, Дayд! Mы cдeлaли тeбя нaмecтникoм нa зeмлe, cyди жe cpeди людeй пo иcтинe и нe cлeдyй зa cтpacтью, a тo oнa cвeдeт тeбя c пyти Aллaxa! Пoиcтинe, тe, кoтopыe cбивaютcя c Пyти Aллaxa»

«O, Дayд! Mы cдeлaли тeбя нaмecтникoм нa зeмлe, cyди жe cpeди людeй пo иcтинe» – по истине – это «би-ль-хакк», и «нe cлeдyй зa cтpacтью» – тут мы встречаем слово Хауа. «Нe cлeдyй зa cтpacтью, a тo oнa cвeдeт тeбя c пyти Aллaxa!» Теперь нам нужно максимально сосредоточиться, ибо это очень важно. Мы можем утверждать, согласно Ишара, что этот Айят гласит: «Не следуйте движению вашей любви, но будьте объектом Моей, субханаху уа та’аля, любви, ведь Я ниспослал такое установление». Но следуете ли вы? Сознаете ли вы, что это значит? Если импульс любви исходит из вашего сознания, можно сбиться с пути. Вновь посмотрим в Аят:

Итак, мы противопоставили би-ль-хакк «Не отклоняйтесь от Сабиля Аллаха»

Далее мы переходим ко второй из четырёх основополагающих категорий – к Аль-Хубб. Вы можете считать Аль-Хубб Пречистой Любовью. Когда любовь бурна, все её привязанности очищены, а осадок – те вещи, которые связаны с масиваллях, т.е. чем-либо отличным от Аллаха – ложится на дно сосуда, в то время, как жидкость остаётся прозрачной. Известное изречение Имама Джунайда аль-Багдади, говорящего о Ма’арифате: «Чистота Вина Ма’арифата – чистота сосуда». Поскольку он был прозрачен, постольку то был Ма’арифат. Для лучшего понимания этого момента обратимся к «Дивану» Шейха Мухаммада ибн аль-Хабиба, к его Касыде «Проявление Сути». Прочитаем первые её строфы:

«Появились ль лучи солнца из Невидимого мира

Или спала вуаль Лейлы, Её Сущность обнажив?

Да, страсть Лейлы к Её другу становилась всё сильнее,

Пока Она не явила полноту Своей любви.

Так любовь его пленила, и манили его страсти

К тем бокалам совершенства, что вмещали их.

Утолила Лейла страсти из бокалов совершенства,

Исцеляющих от жажды, переполненных вином.

Нет стыда здесь, нет смущенья,

Ведь вино бокалов страсти – это только Её речь.

А Она ничто иное, как присутствие Истины чистой,

Проявляющейся в разных формах, свет которых всегда различим»

Теперь обратим внимание на Пятую Касыду «Дивана» Шейха аль-Файтури, рахимахуллах. Он говорит:

«О, Мюрид! От себя отрекись и того, что желаешь,

Коль скоро возжаждал успеха в секретах Аллаха!

На Путь ты вступи, прильни к другу;

Он дарует тебе древних марочных

Вин Аллаха напиться.

Любимый даст тебе Свой чудесный секрет.

Жажду с любовью к Нему,

Лучения света Аллаха.

Формы растают, как Возлюбленный мой разгласит

Отверзающее имя жаждущему Аллаха.

Кубки кругом пойдут промеж нас, о, друзья,

Развеются тайны благоуханьем из ниши Аллаха.

Примкни же к кувшину пьянящего счастья. Сей напиток дозволен!

Воистину, то тебе угодит –

И узришь Лик Аллаха!»

И вот мы начинаем видеть и то, что в «Диванах» и то, что Шейхи используют общий язык. И Шейх Мухаммад ибн аль-Хабиб, и Шейх аль-Файтури, рахимахуллах, используют эти выражения, но каждый должен понимать, что они имеют подвижные смыслы, не фиксированные. В первой касыде Шейх Мухаммад ибн аль-Хабиб отсылает к знаменитой истории Лейлы и Маджнуна, которая НАИБОЛЕЕ известна и часто используется – не ради метафоры, но для изображения этого любовного действа между Лейлой и Маджнуном.

Кроме того, «Лейла» в переводе – «ночь», а «Маджнун» – «безумец». Таким образом, здесь находит выражение идея о том, кто совершенно опьянён любовью, обезумел от любви. Лейла – применительно к ней употребляется местоимение «она», ибо грамматически женский род соответствует Сущности Аллаха, субханаху уа та’аля. Отсюда, когда они отсылают нас к Лейле, они отсылают к Затту Аллаха, субханаху уа та’аля. Эта частичная отсылка направлена к Сущности Аллаха, а импульс Сущности раскрывается сам по себе, Лейла сбрасывает с Себя покровы. И это уничтожает Маджнуна, стирает его. На языке Тасаввуфа это носит название Фана’ фи Ллях.

В то же самое время это подношение напитка, и вы увидите образы кубка или кувшина, вина, а также сочетания и того, и другого. Стихи начинают скрещивать эти картины в вашем сознании для того, чтобы спровоцировать ещё большую путаницу в вашем собственном духовном состоянии.

Итак, всё то, что мы только что увидели в данных двух «Диванах», посвящено очищению любви, любви, становящейся Хуббом, которая утрачивает какие-либо связи с Гайром. В Коране мы встречаем ясное изложение разницы между тем, кто испробовал это вино, и тем, кто этого не сделал. Посмотрим в Суру аль-Бакара, в первую часть 165-го Аята:

«A cpeди людeй ecть тaкиe, кoтopыe бepyт, пoмимo Aллaxa, paвныx; oни любят иx, кaк любят Aллaxa. A тe, кoтopыe имеют Иман, cильнee любят Aллaxa»

«A cpeди людeй ecть тaкиe, кoтopыe бepyт, пoмимo Aллaxa, paвныx; oни любят иx, кaк любят Aллaxa». Иными словами, они любят то, что имеется в этом мире, они любят то, что является Гайром. «A тe, кoтopыe имеют Иман, cильнee любят Aллaxa». А вот и те, кто испил вина.

Это чрезвычайно важно. Мы видим различение между людьми, которые избирают себе равных Аллаху, любя их так, как следовало бы любить Аллаха, и теми, кто имеет Иман и поэтому любит большей любовью Аллаха. Закрепите это в голове, пока мы обратимся к Суре Аали ‘Имран (3: 10):

«Пoиcтинe, тe, кoтopыe кафиры, нe избaвят иx ни oт чeгo пpeд Aллaxoм ни иx дocтoяния, ни иx дeти»

Это испепеляющее заявление. Те, кто является кафирами, – это те, кто не поклоняется Аллаху и не повинуется Ему, а то, что они приобрели, суть любовь к имуществу и детям. Но Аллах говорит, что в этом нет пользы. Давайте вернёмся к Суре аль-Бакара (2: 165):

«A тe, кoтopыe имеют Иман, cильнee любят Aллaxa»

Их любовь к Аллаху преобладает над любовью к чему-либо, что они имеют в этом мире, в Дунии. Такой баланс должен быть достигнут для того, чтобы вы могли извлечь всякую ценность и смысл из жизни. Вы ОБЯЗАНЫ пошатнуть баланс. Вы должны в себе самих утвердить то, что любовь к Аллаху доминирует над всеми аспектами Дунии.

Третья категория именуется Аль-‘Ишк, т.е. Чрезмерная Любовь. Этот момент мы, иншаллах, изучим в потрясающих деталях, будем проводить анализ весьма на научный лад, но так, чтобы вы смогли всё понять. Это – страсть. Нам не следует уподобляться врачу, рассматривающему эти нюансы клинически, который постигает их без какой-либо взволнованности изыскателя. Мы должны смотреть на них и понимать их очень хорошо. Но этого мы достигнем на следующей ступени нашего исследования.

Четвёртый аспект любви, завершающий наше четырёхчастное деление, носит имя Аль-Вадд, т.е. Преданность в Любви. Она стабильна, она самое стабильность любви. Она непоколебима и недвижима. Она то, что мы зовём «неизменностью», «постоянством» – Сабат аль-Хубб. Это крайне важно, ибо тут – в Коране – обнаруживается значимость Аль-Вадда, этой стабильности любви. Она разъяснена в следующих Аятах, уводящих Любящего в сторону от остальных рабов Аллаха, субханаху уа та’аля. Заглянем в Суру Марьям (19: 93-96):

«Bcякий, ктo в нeбecax и нa зeмлe, пpиxoдит к Mилocepднoмy тoлькo кaк paб.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал