Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Августа 2007 года
«ЧЕТЫРЕ СОСТОЯНИЯ ЛЮБЯЩЕГО» Мы продолжаем с того, что уже изучили за прошедшую пару недель. Сейчас нам предстоит продвинуться к Четырём Состояниям Любящего. Таджаллийят аль-Хакк для Гностического Любовника – это то, что Суфии называют Манассат аль-А’рас – На-Свадебном-Ложе-Любовников. Таджаллийят присуждает Любящему Атрибуты Любви, коих всего четыре. Первое Состояние Любящего – Мактуль, Убиенность. Оно проистекает со Свадебного Трона этого Таджаллийята и заключается в том, что Любящий облечён состоянием быть убитым, и в том, что он сочленён из природной подструктуры Таби’а и духа – он состоит из материальной субстанции и реальности Рухани. Одним из поэтов было сказано: «Дух есть свет, природа есть тьма. И вот, противоречие в твореньи». В человеке наличествует антагонизм этих двух аспектов. Две реальности противостоят и исключают друг друга, и каждая из них претендует на уникальный статус. Поэтому объявлять Шари’ат без Хакиката, либо Хакикат без Шари’ата – значит оставаться дуалистом. Любящий не бежит от этого правила. Если природный доминирует аспект, то его состояние – Хайкаль – затемнено настолько, что ему приходится любить Аллаха через творения, настолько, что свету приходится с усилием пробиваться сквозь тьму. Посмотрим в Коран, в Суру Йа Син (36: 37-38): «И Знамением для них – ночь. Мы снимаем с нее день, и вот – они оказываются во мраке. И солнце течет к местопребыванию своему. Таково установление Всемогущего, Всеведающего». День в этом Аяте символизирует свет, поэтому то, что на горизонте – метафора для того, что замещает нечто внутри себя. Нет любви Аллаха к благосклонности, даваемой Им вам – это пришествие подобно пропитанию из чужих рук. Тут же любовь, которая есть любовь к творениям, к сотворённым существам, но наступает она по причине вашей любви к Питающему вас. В такой любви Дарящий – это Аллах, субханаху уа та’аля. Кормитель – это Аллах, но обычный человек любит творение, которое является дающим. Посему это было и есть первое состояние любви, смешанное. Однако если в творении превалирует природное, то наступает смертельный конфликт. И если в творении возобладает Рухани, тогда оно станет Шахидом, живым в Аллахе. Следовательно, в человеке и его путешествии сквозь жизнь преобладают либо энергии Рухани, либо тьма животной природы. Любящий умерщвляется в миру, даже если он сам того не осознаёт. Если он не умирает одним каким-то путём, он умрёт другим, но таков процесс любви, влекущей сам этот финал. Теперь мы перейдём ко второму состоянию. Второе Состояние Любящего – Талиф, Бытие-Ментально-Сбытим-с-Толку, бытие смущённым. Аллах создал Любящего Своими двумя Именами: Аз-Захир и Аль-Батын. Как мы уже сказали, в человеке присутствует два аспекта: природа физическая и природа Рухани. Поэтому Аллах сотворил Любящего, чтобы тот придавал формы творениям: каким из них быть явленными, а каким – потаёнными. Человек имеет очевидное измерение и скрытое. Он наделяет смыслом творение и поэтому различает и сберегает равновесие в самом себе. Кроме того, он сохраняет равновесие в космосе. Вспомните Суру аль-Фатыр (35: 39): «Он – Тот, Кто сделал вас Халифами на земле» Аллах сделал человека ответственным за планету. Все эти темы, о которых сегодня твердят кафиры: о беспорядке на планете – все они были порождены человеком; он несёт ответственность за них, пусть даже она для него непосильна. Человеческая работа – поддерживать равновесие в космосе и равновесие в самих себе, и им дано разумение, чтобы они видели, что оба этих аспекта в них сбалансированы. Вне сомнений, Шари’ат служит руководством к тому поведению, которое позволит Рухани просветиться. Итак, возможно любить Аллаха через творения, чтобы поддерживать равновесие. Далее, Аллах снял покровы для Любящего со Своего Имени в Суре аш-Шура (42: 11):
«Нет ничего подобного Ему. Он – Всеслышащий, Всевидящий» Взгляните на эту уничтожительную ситуацию. Я комментировал её на протяжении всей «Книги Таухида». «Ничто не подобно Ему. Он – Всеслышащий, Всевидящий». То есть, Аллах раскрывает Себя Любящему посредством Своего Имени «Ничему Неподобный». Аллах показывает ему, что Он не схож ни с чем. Это обескураживает. Сумятица, в которую впадает человек, когда знание потрясает его. Вот он пребывает с любовью, которая исходит оттуда-отсюда, как вдруг Создатель говорит: «Ничто не подобно Ему», – и тогда с Любящего опадают листья. Впоследствии это покажет ему, что он никогда не сможет измерить силу вещей, особенно после того, как Аллах добавит: «Он – Всеслышащий, Всевидящий». Тут ситуация, когда человек обретает себя в том, что Аллах являет Свои Имена: Слышатель и Наблюдатель. Следовательно, с той поры дела самости оборачиваются делами Аллаха, а Любящий выключается из плана жизни. У него есть личный план жизни, он владычествует над другими созданиями, как внезапно его познание объемлет этот опустощающий феномен, что Аллах ничему не подобен. Так и случается выбрасывание из плана жизни. Жизненный план выброшен в пучину кризиса благодаря этому убийственному открытию, являющемуся сердцевиной Таухида. Это и есть индивидуальное умопомешательство Любящего. Очевидный этот сдвиг на самом деле является пробуждением духовной мощи Рухани, мощи воспылать любовью к Аллаху. В этом нет неповиновения Шари’ату, но есть отклонение от всепожирающего плана Дунии, ибо в один миг достижение Любви Аллаха стало означать, что план Дунии дал сбой, ведь Аллах не сопоставим ни с чём в ней! Он ни на что не похож! «Нет ничего подобного Ему» Третье Состояние Любящего – «Бытие на Пути». Это значит находиться но тропе, ведущей к Аллаху через Его Имена. Человек должен смять эту сумятицу в себе, эту просыпающуюся любовь, приходящую через разлом в материально-обусловленном сознании. Он обязан приблизиться к Аллаху посредством Его Имён. Аллах объявляет Любящему как имена творений (Каун), так и Божественные Имена, ибо сказано в Суре аль-Бакара (2: 31): «И научил Он Адама именам всех творений» Итак, людская способность, позволяющая знать имена творений, является самораскрытием покровов Божественного. Аллах манифестирует Себя перед Любящим именами творений (Каун) в той же мере, в которой и Божественными Именами. Любящий наблюдает Таджаллийят имён творений посредством их атрибутов, словно бы выдающих Божественное происхождение. Иными словами, он видит, что создания бывают слышащими, видящими и знающими: все материнские атрибуты, придаваемые нами полностью Аллаху, и ничто не подобно Ему. А затем он усматривает, что создание наделено этими вовременёнными атрибутами, заимствованными у Аллаха, Который Вневременен. Например, он обнаруживает, что вся та любовь, которую он питал к созданиям, действительна, ибо в них он постигает Имена. В них присутствуют эти атрибуты Божественного происхождения, пока ещё неизведанной перспективы. Дело обстоит не так, чтобы вы ринулись соотносить Аллаха с созданиями, астагфируллах; это невозможно, ведь «Ничто не подобно Ему». Нет же, вы познаёте, что ввиду Божественного происхождения в творении имеются эти вовременённые заимствованные атрибуты, принадлежащие Аллаху. Потом человек осознаёт, что и ему на время присвоены Божественные имена; они заметны в его характере, т.н. Тахаллюке. Он наблюдает знамения на себе и в творении. Сура аль-Фуссылят (41: 53-54) гласит: «Мы покажем им Наши Знамения по странам и в них самих, пока не станет им ясно, что это – истина. Разве не достаточно для твоего Господа, что Он о всякой вещи свидетель? О! Они ведь в сомнении о встрече с Господом! О, ведь Он объемлет всякую вещь!» Он зрит знаки в себе, в тварном и распознаёт манифестацию Имён в творении, не проводя каких-либо ассоциаций между вещной и Божественной реальностями. Теперь обратимся к «Дивану» Шейха Мухаммада ибн аль-Хабиба, рахимахуллах, к «Великой Касыде», расположенной в начале книги. Мы заглянем в отрывок из середины Касыды: Свет Имён Господа Бога Разлит во всех его явных и тайных аспектах. Если б помыслил ты об океанах, их истоке, О том, как постигается мудрость чрез их изученье. Тогда бы ты знал, Что никто не способен раскрыть его тайн, И ты бы воскликнул: «Власть – лишь у Аллаха!» Позволь думам течь, плавно струясь от вершин, И ты вспомнишь, что они – колышки, несомненно. Взгляни на красу распускающихся бутонов, На чудное изобилие разных фруктов. Взгляни на каждое внешнее проявленье! Весь этот поток из фонтана энергии, силы. Помысли об этом; затем увидь истины красоту. Будь осторожен: ничтожного атома не презри. У вещей нет бытия, кроме как посредством их Господина. О, Живущий! О, Вечный! Ты Сам по Себе – красноречивейший довод! Таким образом, целая вселенная образована всеохватностью Божественных Имён. Всем, что за вычетом имени человеческого существа, которое звучит как ‘Абд – Раб. В своём путешествии он постигает, что всё в его окружении ошибочно. Он отличает и разводит друг от друга Любящего и Возлюбленного. Абу Йазид аль-Бистами рассказывает о приключившемся с ним событии в конце его путешествия: «Аллах приблизил меня чем-то таким, что не было частью меня, что мне не принадлежало». Как только он отбросил то, что ему не принадлежало – его рабство – он, разумеется, был уничтожен, ведь «Никто не подобен Ему». Итак, он исчез. Он поведал о том, как голос спросил его в пещере: «Кто здесь?» Он ответил: «Абу Йазид». И голос возвестил: «Тогда знай, что Я не могу войти туда, где Я не могу стать другим». Это было то, что Суфии называют Фана’, уничтожением Абу Йазида в Таджаллийяте Сущности Аллаха, субханаху уа та’аля. Четвёртое Состояние Любящего именуется Таййяр, Бытность Словно Перелётная Птица. Любящий смотрит на свои имена, свои одолженные атрибуты, он смотрит на качества, доставшиеся ему от Аллаха, субханаху уа та’аля, и видит сонм этих Имён, посредством которых мы существуем: знание, слышание, видение, желание и т.д. – и он смотрит на нечто, что как бы подобно его родовому гнезду (Викар). Однажды он понимает, что это не то, как оно есть; он выпархивает из своего гнезда. Отныне его ведёт Аллах, поддерживая Своими Именами. Он летит навстречу Владыке Имён, в область знания. Сура ар-Рахман (55: 29) сообщает: «Каждый день Он за делом» Ежедневно Он, Аллах, субханаху уа та’аля, занят некими делами. Мудрость данного Аята в том, что человек летит к Владыке Имён в область знания, заключающегося в словах: «Каждый день Он за делом». Шейх Заррук годами жил со своим Шейхом в пустыне, пока тот неожиданно не сказал ему: «Ты достиг финала, иди же!». Шейх Заррук обратился к Мукаддиме: «Но осталось ещё нечто, что я желал получить от него, да не получил. Не давай мне уйти!». Но Мукаддима настаивал: «Ты должен идти!». Он повёл его к вратам Завии и запер их за ним. Шейх Заррук остался лицом к лицу с пустыней и почувствовал, что лишён всего, что только есть. Он постучал в дверь Завии и, когда Мукаддима отпёр их, воскликнул: «Пожалуйста! Я не могу уйти, я не готов. Попроси Шейха дать мне нечто такое, что подведёт черту подо всей моей жизнью!» Мукаддима удалился к Шейху, а воернулся со строками известнейшей среди Суфиев поэмы на устах: Повинуйся Сальме, Иди, куда она идёт. Следуй ветрам Судьбы, Сворачивай, куда они повернут. Сальма – женское имя, используемое в лексиконе Суфиев для выражения Сущности Аллаха. Поэтому Любящий кочует из одного дня в следующий, от одного действия к следующему, из одного Хала к следующему. На этом пути он пребывает в Хадрате созерцания Аллаха, субханаху уа та’аля. Здесь мы приведём комментарий к Десяти Ступеням Любви от Шейха Насируддина Чираги из Дели. Первая Ступень – ‘Ульфа, Привязанность. Она включает пять фаз, начальная из которых – Куль. Словом Аллаха, субханаху уа та’аля, было: «Скажи», «Куль». Мы хорошо знакомы с этим словом: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Скажи: «Он — Аллах, Единый, Аллах Вечный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему»» Вот, что задаёт такого рода привязанность. Таково это Куль, эта весть, починающая Путь Любящего. Вторая фаза – Китмани Майлян, Оберегание Тайны. Он держит в себе тайны своей любви. Как сказал один Суфий: «Лекарство от боли – боль». Третья фаза – Тимна, Лихорадочная Жажда Контакта. Лихорадка начинает возбуждать в сердце ожидание хоть какого-нибудь указания, какого-нибудь света от Аллаха, субханаху уа та’аля. Четвёртая фаза – Ихбар уа Истихбар, когда вы желаете известий от Аллаха и того, чтобы Аллах выделил вас. Вы хотите быть отмеченным в Божественном Присутствии. Пятая фаза – Тадарру’ уа Тамаллюк, Скромность и Нищенствование. Амир Хосров Дехлеви молил Аллаха: «Я издыхаю. Приди же и дай мне жизнь!». Такова Первая Ступень. Вторая Ступень – Садака, Искренность. Она включает пять фаз. Первая именуется «Принятие Невзгод Дунии словно Даров Возлюбленного». Здесь на ваших глазах происходит переворачивание верх дном у ‘Арифов, которые видят всё отдельно от любых других людей. Мусульманин, наделённый знанием, видит вещи по раздельности. Это значит, что он принимает невзгоды Дунии как Подарки Возлюбленного. Иначе говоря, он не выделяет, не создаёт двойственности, не видит контрастно мир тьмы и мир света. Он видит, что всё – от Пресвятого Господа. Вторая фаза – Гайра, Ревность. Когда я нанёс визит к Шейху Ибн аль-Машишу в горах Рифа, мой Шейх спросил меня, где я был. Я ответил ему и он вымолвил: «Шейх Ибн аль-Машиш находился в очень высоком состоянии с Аллахом. То был Гайр. Он был ревнив! Как-то раз он возносил ду’а в своей пещере (она располагается на самом пике скалы, да так что ты не сразу спустишься со стороны горы в пещеру, служившую ему Хальватом). Один Факир взобрался на гору увидеться с ним и, услышав его ду’а, подумал: «Если я слышу то, что он говорит, я должен что-то постичь!». Однако он был глубочайше потрясён, когда вошёл в пещеру и услышал речь Шейха Ибн аль-Машиша: «О, Аллах! Прошу Тебя, проведи каждого человека по Сырат аль-Мустакым, так, чтобы остались там лишь Ты да я!» Вот, что называется Гайра, Ревность, когда любовь настолько превозмогает человека. Третья фаза – Иштиак, Рвение. Она наступает, когда Факир принимается искать в «Диванах» подтверждение чего-то, что он уже начал ощущать, что выражено в вопросе: «Что есть жизнь без Тебя?». Тут пролегает зачин подлинного Факира: «Аллах, я не могу жить вне Твоего Присутствия». Чётвёртая фаза – Зикри Махбуб, Зикр по Возлюбленному. Расуль, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, говорил: «Ложь человека кроется под его языком» А язык ‘Арифа мягок от Имени Аллаха, субханаху уа та’аля. «Кроется под языком» обозначает Зикр, совершаемый ‘Арифом, поскольку он поминает Аллаха в любой ситуации. Пятая фаза – Тахаййюр, Изумление. Расуль, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, возносил такое ду’а: «О, Господь, усиль мою изумлённость Тобою». Третья Ступень – Мавадда, Дружба. Обратимся к Корану, заглянув в Суру аль-Мумтахана (60: 7): «Может быть, Аллах установит между вами и теми, с кем вы из них враждуете, любовь; поистине, Аллах Мощен, Аллах – Прощающ, Милостив» Меткой этой Мавадды является Волнение Сердца (Хиджан аль-Кальб), имеющее пять фаз. Первая фаза – Нийаха уа Идтирар, Рыдание и Беспокойство. Первый её аспект – рыдание, под которым подразумевается то, что вы неоднократно наблюдали в кругу Зикра: человек заливается слезами. Это Фатиха, духовное открытие, заставляющее его рыдать навзрыд. Вторая фаза – Пролитие Слёз. Расуль, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, молил Аллаха: «Благослови нас оком слезоточащим». Таким образом, плачущее око заново делает возможным проявление света в сердце. Третья фаза – Хасра, Сожаление. В этой ситуации прошлое воспринимается как потраченное впустую в отсутствии Возлюбленного. Пусть даже это то, что погружает вас в глубокое смущение, ибо вы знаете, что без этого Путь не вывел бы вас в настоящее. Следовательно, вы осведомлены о том, что это был подарок от Аллаха, ибо обретаемые вами от Аллаха вещи также являются вещами, которые ведут вас по Пути Аллаха. Опять-таки, вы начинаете распознавать Присутствие Аллаха в любой ситуации. Пятая фаза – Фикри Махбуб, Мышление о Возлюбленном. В «Диване» Шейха Мухаммада ибн аль-Хабиба, рахимахуллах, вы найдёте Касыду под заголовком «Размышление»:
Размышляй над красотой пути, на котором Сотворены и суша, и море; задумайся об Атрибутах Аллаха, явных и тайных. Величайшее доказательство безграничных совершенств Аллаха Может быть найдено, как глубоко внутри тебя, Так и на дальнем горизонте. Если б ты помыслил о физических телах И их дивных формах, о том, как устроены они С великой точностью, словно жемчужная нить, И если б помыслил ты о тайнах языка, Его вместительности для речи, о том, как он выражает, Передаёт, что таишь ты в своей груди, И если б помыслил ты о секретах всех членов, О том, сколь легко они повинуются сердцу, И если б помыслил ты о том, как сердце движется К покоренью Аллаху, о том, как порою темнеет оно От непослушанья, И если б помыслил ты о земле, О разнообразии её растений, великих множествах Гладких и скалистых на ней территорий, И если б помыслил ты о секретах океанов, Всей их рыбе, нескончаемых волнах, что вздымаются Непроходимой преградой, И если б помыслил ты о секретах Многих ветров, о том, как несут они мглу, Туман, облака, родящие дождь, И если б помыслил ты обо всех тайнах небес – Престола и Подножия Трона, И о духе, ниспосланном по Приказу – Тогда бы ты принял реальность Таухида Всем своим существом; ты б отвернулся От иллюзий, сомнений и остального, Ты бы сказал: «Мой Бог, Ты – моё желание, Моя цель, крепость моя неприступная супротив зла, Несправедливости и обмана. Ты – Один, Кого я умоляю внять моим нуждам, Ты – Один, Кто спасёт нас ото всякого зла И порока. Ты – Сострадательный, Один, Кто внимает Всем нашим призывам к Тебе. Ты – Тот, Кто бедность Факира обогащает. К Тебе, о, Всевышний, обратил я свои просьбы Даруй же скорей мне Открытье, спасенье И тайны, мой Боже». Клянусь титулом того, на кого мы уповаем В день бедствий и горя – в жуткий тот день, – Когда люди придут к Месту Сбора – Да пребудут над ним благословенья Аллаха Пока есть ‘Ариф, мыслящий о свете Его Сущности во всех проявленьях, И над родом его и Сподвижниками, Над всеми, кто следует его славной Сунне Во всех запретах её и наказах! И, конечно, мы не забываем о том, что Расуль, салляллаху ‘аляйхи уа саллям, говорил об одном часе Фикра – размышления, созерцания – как о превосходящем шестьдесят лет ‘ Ибадата. Пятая фаза Мувадды, этой Дружбы с Аллахом, субханаху уа та’аля, именуется Муракабат аль-Махбуб, Созерцание Возлюбленного. Тут проложено начало Суфия в его воззвании к Аллаху; он начинает видеть. В порядке вещей переход от видения к распознаванию, к гнозису, который даёт Суфию понять, что он – наблюдаемый.
Аллах со мной, Аллах зрит меня, Аллах – Свидетель моих деяний Здесь мы остановимся, а продолжим на следующей неделе, иншаллах.
|