Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие принципиальные изменения






Гражданская инициатива. Граждане ЕС получают право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательство. Для этого необходимо заручиться поддержкой данной инициативы со стороны миллиона граждан. Комиссия, однако, сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения этого запроса.

Еврозона. ЕС получает право определять модели координации экономической политики стран-членов еврозоны. Совет отменяет решение о неготовности страны вступить в еврозону (Ст. 116). Комиссия может выступить с предупреждением государства о том, что его экономическая политика не согласуется с общими рамками экономической политики ЕС.

Энергетическая политика. Вопросы энергетической политики впервые детализированы в договоре ЕС. ЕС вправе определять цели, которые включают в себя более успешное функционирование энергетического рынка, поставки энергоресурсов и разработку альтернативных источников энергии. Союз ответственен за определение и имплементацию программ по исследованию и разработкам в данной области (хотя здесь его компетенция пересекается с компетенцией национальных правительств). Энергетическая политика определяется Европарламентом и Советом в соответствии с обычной законодательной процедурой. При этом статьи Договора не ущемляют «право государств-членов предпринимать необходимые меры по обеспечению поставок энергоресурсов» (Декларация 20, Ст. 176а).

Выход из Союза. Впервые в Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Несмотря на то, что на протяжении всей истории ЕС, если не считать выход Гренландской автономии в составе Дании из ЕС после референдума, попыток сецессии не было, новая Ст. 50 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).

Глобальное изменение климата. Борьба с глобальным изменением климата получает приоритетное значение в новом Договоре. ЕС должен «предпринимать меры на международном уровне по борьбе с региональными и глобальными проблемами окружающей среды, в первую очередь — с изменением климата» (Ст. 174 Римского договора). Политика Союза в энергетическом плане должна проводиться «в соответствии с необходимостью сохранить и улучшить окружающую среду» (Ст. 176А Римского договора).

Также Договор предполагает создание Европейского пространства исследований, несколько дополняет социальную политику, дает Союзу «стимулирующие» полномочия в вопросах образования, спорта, политики в отношении молодёжи; дает новое определение принципа субсидиарности; освещает вопросы в сфере сельского хозяйства и рыболовства.

Важные положительные изменения в результате Лиссабонского договора:

Предусматривает более значительную роль национальных парламентов – первый раз в истории ЕС национальные парламенты стран-членов будут непосредственно вовлечены в процесс принятия решений ЕС уже на начальном этапе процесса принятия решений. Национальные парламенты, в том числе Сейм, смогут контролировать, является ли работа ЕС по возможности эффективнее и ближе к гражданам, а также является ли уровень ЕС соответствующим для достижения поставленных целей по конкретному вопросу или же конкретное решение должно приниматься на национальном и местном уровне. Лиссабонский договор предоставляет двум третям национальных парламентов право в случае необходимости отклонить разработанное Европейской Комиссией законодательное предложение.

Предусматривает более значительную роль мнения населения – первый раз в истории ЕС предусмотрено непосредственное участие граждан в процессе принятия решений ЕС. Созданная в рамках Лиссабонского договора гражданская инициатива позволит 1 миллиону граждан ЕС (из почти 500 миллионов граждан ЕС), которые будут представлять значительную часть стран-членов ЕС, требовать у Еврокомиссии разработки новых предложений в любом вопросе, относящемся к компетенции ЕС. Такую инициативу смогут выдвинуть также граждане Латвии вместе с гражданами из других стран ЕС.

Предусматривает более значительную роль Европейского Парламента –Европейский Парламент, непосредственно избираемый гражданами Европы, получит новые полномочия. Следующие выборы в Европейский Парламент состоятся в июне 2009 года. Для Латвии Лиссабонский договор предусматривает 9 депутатских мест в Европейском Парламенте.

Предусматривает более эффективное принятие решений – Совет ЕС сможет более широко использовать процедуру голосования квалифицированным большинством, используя данную процедуру более чем в 40 новых сферах, что повысит эффективность их работы. Если в процессе принятия решений используется принцип единогласия (консенсус), ход работы становится медленнее в связи с тем, что любое государство ЕС сможет остановить принятие решения. Планируется, что с 2014 года в Совете будет введен новый порядок принятия решения – принятие решения в результате голосования двойного большинства, в котором каждая страна ЕС будет иметь один голос. Согласно данной процедуре решение будет принято, если за него отдадут голос, по меньшей мере, 55% стран-членов, представляющих, по меньшей мере, 65% граждан ЕС.

Совершенствует институциональную систему ЕС – на 2, 5 года будет избираться постоянный председатель Евросовета, который обеспечит более продолжительный цикл политического курса. С целью более эффективной работы Европейской Комиссии с 2014 года будет сокращено число членов Еврокомиссии и будет введена система равной ротации. Согласно данному принципу, каждые 2 из 3 сроков созыва Еврокомиссии Латвию должен представлять свой комиссар.

Дает юридическую силу Хартии основных прав – Лиссабонский договор предусматривает более значительные гарантии для соблюдения гражданского права, однако это не означает расширение полномочий ЕС.

Предусматривает единый голос ЕС в мире и солидарность между входящими в ЕС государствами – Высший представитель ЕС в сфере внешней политики и политики безопасности, который одновременно будет выполнять также обязанности заместителя председателя Европейской Комиссии, будет работать над вопросом большего влияния, согласованности и видения ЕС во внешней политике Евросоюза. Создание службы внешней деятельности, охватывающей все представительства ЕС в мире, обеспечит также представительство Латвии в регионах, в которых в настоящее время такового не имеется. Также договор предусматривает, что ЕС и входящие в союз государства, действуют вместе и солидарны в случае нападения террористов на какую-либо входящую в союз страну, природных катастроф или катастроф, вызванных деятельностью человека.

В первый раз формулирует возможность странам-членам выйти из ЕС.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал