Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европейский центральный банк: структура, полномочия






Европейский Центральный Банк был создан в 1998 г. В соответствии со ст. 107 Договора ЕЦБ входит в ЕСЦБ и осуществляет управление ею при помощи своих руководящих органов. В соответствии с п. 3 ст. 111 Договора руководящими органами ЕЦБ являются Управляющий совет и Исполнительный комитет. Кроме того, поскольку, и до тех пор, пока существуют государства-члены с изъятием, в соответствии со ст. 45 Статута создается отдельный орган, представляющий как государства-члены без изъятия, так и государства-члены с изъятием – Общий совет. Рассмотрим эти органы.

Высшим органом Европейского Центрального банка является Управляющий Совет. Он не только является высшим органом ЕЦБ и, соответственно, ЕСЦБ, но и является единственным органом ЕЦБ, который может принимать юридически обязательные решения и который состоит не только из высших должностных лиц собственно ЕЦБ, но и из управляющих центральными банками государств-членов. В отличие от Управляющего совета, Общий совет ЕЦБ, куда также входят управляющие центральными банками государств-членов ЕС, является консультативным, а не правотворческим органом, тогда как в Исполнительном комитете ЕЦБ национальные центральные банки не представлены.

Правовое положение Управляющего совета, его полномочия, состав и порядок ведения дел регулируются ст. 112 и ст. 113 Договора, Статутом и Правилами Процедуры Европейского Центрального Банка (далее Правила Процедуры ЕЦБ), которые были утверждены самим Управляющим советом. Управляющий совет состоит из членов Исполнительного комитета ЕЦБ и управляющих центральных банков государств-членов. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 113 Договора на заседаниях Управляющего совета могут присутствовать Председатель Совета ЕС и один член Комиссии ЕС. Ни тот, ни другой не имеют права голоса, хотя Председатель Совета имеет право выдвигать предложения для обсуждения на Управляющем Совете. На заседаниях Управляющего совета председательствует Президент ЕЦБ, а в случае его отсутствия – Вице-президент ЕЦБ.

В обычном порядке, в соответствии с п. 2 ст. 10 Статута Управляющий совет принимает решения простым большинством голосов. При этом, каждый из членов Управляющего совета имеет один голос. Президент ЕЦБ имеет решающий голос. Однако в случаях, когда по вопросам, перечисленным в п. 3 ст. 10 Статута, производится взвешенное голосование, вес имеют лишь голоса управляющих центральных банков государств-членов, а вес голосов членов Исполнительного Комитета, включая Президента ЕЦБ, равен нулю. Для того, чтобы Управляющий совет мог принять какое-либо решение, в соответствии со ст. 4 Правил Процедуры ЕЦБ необходимо наличие кворума, составляющего две трети его членов. В случае же отсутствия кворума, та же ст. 4 Правил Процедуры ЕЦБ дает право Президенту ЕЦБ созвать экстренное заседание Управляющего совета, что даст возможность Управляющему совету принимать решения вне зависимости от числа присутствующих членов Управляющего совета.

По некоторым вопросам Управляющий совет должен проводить взвешенное голосование. Оно проводиться по таким вопросам, как вопросы о 1) капитале ЕЦБ (ст. 28 Статута); 2) критериях подписки на капитал (ст. 29 Статута); 3) переводе заграничных резервных активов в ЕЦБ (ст. 30 Статута); 4) распределении валютных доходов национальных центральных банков (статьи 32 и 51 Статута); 5) распределение чистой прибыли и убытков ЕЦБ (ст. 33 Статута).

Рассмотрим полномочия Управляющего совета ЕЦБ. П. 1 ст. 12 Статута говорит о том, что Управляющий совет принимает решения, необходимые для выполнения задач ЕСЦБ и определяет основные ориентиры для осуществления таких решений. Ни Договор, ни Статут не содержат исчерпывающего перечня вопросов, по которым может принимать решения Управляющий совет. Так, в соответствии со ст. 18 Правил Процедуры именно Управляющий совет принимает решения об объеме выпуска монет евро центральными банками государств-членов ЕС.

Поскольку его компетенция распространяется на всех субъектов ЕСЦБ, Управляющий совет имеет право принимать решения и в отношении конкретных центральных банков государств-членов. Управляющий совет может делегировать свои полномочия, включая нормотворческие, Исполнительному комитету.

Управляющий совет оформляет свои решения в виде целого ряда нормативных актов. Так, в соответствии со ст. 17 Правил Процедуры ЕЦБ, именно Управляющий совет обладает исключительным правом принимать регламенты ЕЦБ и ориентиры ЕЦБ. В сфере своей компетенции Управляющий совет может также принимать решения и рекомендации. После того, как Управляющий совет принимает свои решения их осуществлением начинает заниматься второй руководящий орган ЕЦБ – Исполнительный комитет, являющийся чисто коммунитарным органом, в котором отсутствуют какие-либо представители национальных центральных банков или же их должностные лица. В свою очередь, центральные банки государств-членов обязаны подчиняться указаниям Исполнительного комитета, принятым в развитие решений и ориентиров Управляющего совета, в соответствии с п. 1 ст. 12 Статута.

Правовое положение и полномочия Исполнительного комитета регулируются ст. 112 Договора, Статутом и Правилами Процедуры ЕЦБ. В соответствии с этой статьей Исполнительный комитет состоит из Президента ЕЦБ, вице-президента ЕЦБ и четырех других членов. Как следует из подпункта b п. 2 ст. 112 Договора все члены Исполнительного комитета назначаются единогласным решением Европейского Совета по рекомендации Совета ЕС. До принятия такого решения Европейский Совет должен провести консультации по этому вопросу с Европейским парламентом и Управляющим советом ЕЦБ.

Ст. 112 Договора и ст. 11 Статута предъявляют весьма высокие профессиональные требования к кандидатам на должности членов Исполнительного комитета. Они также должны быть гражданами государств-членов ЕС. Срок полномочий членов Исполнительного комитета равен 8 годам и не может быть продлен.

Каждый из членов Исполнительного комитета имеет один голос. Если Договором или Статутом не предусмотрено иное, в соответствии с п. 5 ст. 11 Статута Исполнительный комитет принимает решения простым большинством голосов. При этом Президент ЕЦБ имеет решающий голос. Полномочия Исполнительного комитета достаточно широки. Прежде всего, в соответствии с п. 1 ст. 12 Статута Исполнительный комитет осуществляет валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями, принятыми Управляющим советом. Исполнительный комитет имеет право с этой целью принимать решения, а также указания. В соответствии с п. 6 ст. 12 Статута Исполнительный комитет ответственен за текущие дела ЕЦБ.

До тех пор, пока существуют государства-члены ЕС с изъятиями, в ЕЦБ существует третий руководящий орган – Общий совет. Его деятельность регулируется статьями 45 – 47 Статута, Правилами Процедуры ЕЦБ и отдельными Правилами Процедуры Общего совета. Если Статутом ЕЦБ не предусмотрено иное, в соответствии с п. 2 ст. 4 Правил Процедуры Общего совета он принимает решения простым большинством голосов. Для принятия Общим советом своих решений, в соответствии с п. 1 ст. 4 Правил Процедуры Общего совета необходимо наличие кворума в составе двух третей его членов. Компетенция Общего совета сводится к консультативным функциям. Его основным назначением является связь между руководящими органами ЕЦБ и государствами-членами с изъятиями, необходимая для того, чтобы ЕЦБ мог учитывать мнение последних при принятии решений, которые будут иметь правовые последствия и для государств-членов с изъятиями. К ним относятся такие вопросы как порядок сбора статистической информации и порядок предоставления ежегодной отчетности центральными банками всех государств-членов ЕС.

В сфере своей компетенции, в соответствии со ст. 34 Статута, ЕЦБ имеет право принимать целый ряд правовых актов: регламенты, решения, рекомендации и заключения, а, кроме того, основные ориентиры и указания. Все эти акты делятся на три группы: во-первых, нормативные акты всеобщего применения, накладывающие права и обязанности на третьих лиц, во-вторых, акты, имеющие юридическую силу только внутри ЕСЦБ, и, в третьих, документы рекомендательного характера. К первой группе актов относятся регламенты и решения. Регламенты ЕЦБ имеют общее применение. Они обязательны во всей своей полноте и являются актами прямого действия во всех государствах - членах. Их правовое положение идентично регламентам иных институтов ЕС.

Ко второй группе нормативных актов относятся основные ориентиры, указания и внутренние решения. Ориентиры принимаются Управляющим советом, указания – исключительно Исполнительным комитетом, а внутренние решения – обоими этими огранами. В отличие от основных ориентиров, указания, принимаемые Исполнительным комитетом, предназначены для обеспечения выполнения основных ориентиров и решений Управляющего совета и содержат конкретные детальные указания национальным центральным банкам.

Внутренние решения принимаются как Управляющим советом, так и Исполнительным комитетом в сферах своей компетенции. Они имеют юридическую силу внутри ЕСЦБ и посвящены вопросам административного и организационного характера. Рекомендации и заключения, принимаемые Управляющим советом, являются рекомендательными актами и юридической силы не имеют. Отметим, что рекомендации могут быть двух типов. В форме рекомендаций могут приниматься документы, содержащие предложения ЕЦБ в рамках законодательной инициативы по принятию соответствующих нормативных актов ЕС.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал