Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 9. Рынок монополии.






1. Понятие, характерные черты и виды монополии;

2. Определение равновесной цены и объёма производства монополии;

3. Экономические последствия монополии;

4. Регулирование естественной монополии;

5. Оценка эффективности рынка монополии;

 

1. Рынок монополии – это рыночная структура, при которой единственная фирма - производитель предлагает весь отраслевой объём производства, проводя при этом самостоятельную ценовую политику.

Характеристики:

1) На рынке оперирует единственная фирма изготовитель;

2) Фирма производит уникальный, не имеющий аналогов продукт, т. е. продукт монополиста не имеет близких полноценных заменителей.

3) Рынок надёжно защищён барьерами, особенно на входе, что определяет сложные, труднопреодолимые условия вхождения на этот рынок для потенциальных конкурентов. В качестве барьеров могут выступать:

а)Законодательные барьеры (патентное, лицензионное, антимонопольное законодательство);

б)Организационные барьеры (т.к. наблюдается высокий ПЭМ, на рынке может существовать лишь крупная фирма);

в)Собственность на источники сырья, из которого изготавливается монопольный продукт;

г)Существование естественной монополии, поддерживаемой государством;

д)Недобросовестная конкуренция. Например, негативная реклама продукта конкурентной фирмы, сманивание рабочего персонала конкурента;

4) Для рынка нетипична неценовая конкуренция. Отдельные случаи рекламной деятельности монополиста относятся, как правило, не к продукту, а к имиджу самой компании, к пропаганде её добрых намерений;

5) Фирма осуществляет самостоятельную ценовую политику, ориентируясь при этом на уровень потребительского спроса и собственные издержки. Рыночная цена на монопольный продукт назначается сомой фирмой;

6) Доступ к рыночной информации серьёзно затруднён;

7) В долгосрочном периоде монополист не имеет возможности извлечения чистой экономической прибыли;

Принято различать естественную, открытую и закрытую монополии.

Естественная монополия имеет место в случае, когда одна фирма минимизирует совокупные издержки, организуя отраслевое предложение продукта;

Открытая монополия не защищена законодательными барьерами и возникает в случае, когда фирма предлагает новый продукт, не растиражированный другими фирмами;

Закрытая монополия защищена законодательными барьерами (институтом авторского права, патентным и лицензионным законодательством);

 

2.

Спрос на продукцию монополиста является нисходящим, что связано с убыванием предельной полезности у потребителя данного продукта. Нисходящий график спроса означает:

1) Для увеличения объёма продаж у монополиста нет другого выхода, кроме как снижение рыночной цены;

2) Понятие кривой предложения лишено экономического смысла, т.к. монополист сам назначает цены на свою продукцию;

 

 

Для определения оптимального объёма предложения и уровня назначаемой цены на продукт монополиста воспользуемся методом предельного анализа,

MR – доход. При нисходящем графике спроса график предельного дохода MR всегда будет лежать ниже графика спроса, что следует из формулы ; Совокупный доход максимален, когда предельный доход равен 0 (TRmax MR=0), (TR , где MR< 0);

Если при P , TR - E> 1, эластичный спрос;

Если при P , ЕК - E< 0, неэластичный спрос;

Эластичный отрезок нисходящего графика спроса соответствует высокому ценовому диапазону. Общий вывод: любой монополист заинтересован в высоких ценах на свой продукт и в эластичном спросе на него.

 

А – точка пересечения MC и MR. Qm – оптимальный объём продаж для монополиста, Pm – оптимальная цена для монополиста.

Pm - ATC П1(прибыль на единицу продукции);

SPmBCATC- совокупная прибыль монополиста. Pm*Qm TR – TC(TC=ATC*Qm);

Pm принадлежит эластичному отрезку графика спроса, но в отрезке определяется цена Pm - не самая высокая цена, назначенная монополистом на свой продукт. Есть гораздо более высокие цены, но они не обеспечивают максимизации прибыли. При этом монополист заинтересован в максимизации не прибыли на единицу продукцию, а в максимизации совокупной прибыли.

 

3: Экономические последствия монополии проанализируем, приняв во внимание 3 случая:

1) ATCm = ATCc (издержки конкурентной и монопольной фирм равны);

2) ATCm < ATCc (средние совокупные издержки монополиста больше, чем издержки конкурента);

3) ATCm > ATCc (издержки монополиста больше издержек конкурентной фирмы);

1)

 

По правилу предельного анализа найдём оптимальную цену и объём монополиста (Qm, Qm).

Pc, Qc – цена и объём конкурентной фирмы. P = ATC = MC (условие долгосрочного равновесия на рынке совершенной конкуренции);

Pm> Pc, Qm< Qc;

Итак, при допущении равенства издержек конкурентной и монопольной фирм приходим к выводу, что цена монополиста выше конкурентной цены, а его объём меньше конкурентного объёма, что указывает на стратегию поведения монополиста на рынке: недопроизводить, чтобы устанавливать завышенную цену (монополист делает дефицит товара, чтобы покупатель был сговорчивее);

2)

 

Qc< Qm, ATCC< ATCm;

Данный анализ свидетельствует в пользу монополиста, позволяющий извлекать ПЭМ, увеличивая объём производства и продаж. С понятием конкуренции на рынке связано понятие Х-неэффективность;

Х-неэффективность возникает, когда фактические издержки производства фирмы превышают их минимально допустимый (нормальный) размер. Как правило, Х-неэффективность выше у монополиста и ниже у конкурентной фирмы, что свидетельствует не в пользу монополии. Монополия работает вне конкуренции, поэтому может принимать неэффективные решения, раздут бюрократический аппарат;

3) ATCm> ATCc

Издержки монополиста могут превышать издержки конкурентной фирмы в случае дополнительных рекламных издержек монополиста. Монополист, у которого заканчивается срок лицензии, способен расходовать больше средств на рекламную кампанию, связи с общественностью, рекламу своего имиджа и т.д. К анализу экономических последствий монополии относится понятие ценовой дискриминации. Монополист занимается ценовой дискриминацией, т.е. предлагает свою продукцию разным покупателям по разным ценам, не обусловленным разным уровнем издержек производства (льготы при проезде в общественном транспорте);

 

Условиями ценовой дискриминации являются:

А) Фирма обладает рыночной монопольной властью;

Б) Фирма способна дифференцировать своих покупателей по характеру эластичности их спроса. Для покупателей с эластичным спросом предлагаются низкие цены, с неэластичным спросом - высокие.

В) Невозможность перепродаж товара, купленного по низкой цене, по более высокой.

Результаты ценовой дискриминации:

Во-первых, происходит расширение объёма продаж;

В-вторых, увеличение объёма выручки за счёт увеличения объёма продаж;

 

4: Естественная монополия – это рыночная структура, в которой достигается минимальный уровень совокупных издержек лишь при условии, что отраслевое предложение продукта осуществляется единственным производителем.

Естественная монополия поддерживается:

Во-первых, естественным образом, из-за дороговизны объектов производственной инфраструктуры фирмы монополиста и высокого уровня постоянных издержек, связанных, в том числе, и с избыточными производственными мощностями в коммунальной службе.

Во-вторых, искусственным путём, когда государство специально ограничивает конкуренцию в той или иной сфере, наделяя кого-то всеми правами естественного монополиста, принимая на себя при этом вопросы его регулирования.

Регулирование возможно следующими путями:

1)Государство устанавливает размеры цен тарифов на продукцию и услуги монополиста;

2)Определяется диапазон возможного роста цен и тарифов;

3)Определяется минимальный объём выпуска продукции и предлагаемых услуг естественным монополистом;

4)Определяются географические границы рынка продукции и услуг естественного монополиста.

 

 

Qm – объём нерегулируемого монопольного рынка.

Pm – возможная цена. Комбинация Pm, Qm – это комбинация цены и объёма нерегулируемого монополиста, определяемая методом предельного анализа и обеспечивающая монополисту максимальную прибыль. Есть ещё цены Pr, Pf на кривой спроса.

Pf – Qf:

Pf = MC. Цена Pf – одна из возможных цен, устанавливаемая государством для монополиста. При этой цене монополия ставится в условия оптимального распределения ограниченных ресурсов, т.е. государство искусственно воссоздаёт для монополии конкурентные условия. Однако цена Pf сопряжена с убытками для монополиста, т.к. Pf < ATC, поэтому государство помогает ему:

1)монополия включена в список субъектов, получающих субсидии из государственного или местного бюджета;

2)монополисту разрешается на законных основаниях вводить ценовую дискриминацию.

Qf гораздо больше Qm, а Pf меньше Pm;

Pr – Or:

Комбинация Qr-Pr также может быть воссоздана на рынке государством. Цена Pr = ATC и ставит фирму в условия безубыточности, при котором она извлекает только нормальную прибыль, лишаясь при этом экономической. Цена Pr искусственно создаёт на рынке конкурентные условия, заставляя фирму использовать эффективные технологии производства, высокопроизводительное оборудование, лучше организовывать производственный труд.

Таким образом, в хозяйственной практике при выборе государством цены регулирования (Pf, Pr) возникает “ дилемма регулирования”. Выбор конкретной цены будет определяться: задачами государства в данный момент, состоянием бюджета, состоянием дел в данной отрасли и т. д. Чаще всего на практике для регулирования используется цена Pr с соответствующим объёмом Qr.

 

5: Оценка эффективности рынка монополии предполагает учёт его недостатков и выгод:

 

 

Pc = ATC = MC;

Pc – цена конкурентной фирмы;

Pm> Pc Pm> ATC, Pm> ATC, Pm> MC;

Рынок монополии имеет 2 существенных недостатка – Pm> MC, Qm< Qc:

Во-первых, он не эффективен, т.к. Pm> ATC, что означает низкую эффективность использования ресурсов и чистые потери общественного благосостояния.

Во-вторых, он не эффективен, т.к. Pm> MC, что означает неэффективность распределения ресурсов.

В-третьих, существование Х-неэффективности означает потери, связанные с выбором нерациональных методов производства и оптимальных размеров.

Х-неэффективность может проявляться в низких производственных мощностях, избыточном производственном персонале, высоких расходах на рекламу и прочее.

Выгоды монополии:

1) Извлечение монополистом высокой экономической прибыли делает возможным инновационную деятельность фирмы;

2) Существует возможность более полного извлечения экономических масштабов и, следовательно. производство при более низких, чем в условиях конкуренции издержках;

3) Рыночная власть на рынке монополии приводит к экономии на информационных издержках, т.к. сама фирменная марка уже является достаточной информацией для потребителя.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал