Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 15. Работа с кадровым резервом






Факторы, вызывающие движение персонала [6].

Эти факторы могут быть как объективными, так и субъективными. Однако основная причина мобильности – это неудовлетворенность настоящей работой и желание найти лучшую. Основные мотивы смены работы следующие:

  1. Размер вознаграждения (зарплаты). Для многих важен также размер официальной зарплаты.
  2. Неудовлетворенность коллективом. Хорошие взаимоотношения с сослуживцами взаимопонимание и взаимопомощь повышают эффективность работы, способствуют раскрытию талантов и возможностей сотрудника.
  3. Нерешенность социальных проблем. Под социальным обеспечением понимают чаще всего: официальное оформление, оплачиваемый отпуск, оплату больничных и т.п. Социальный пакет шире и охватывает оплату проезда, мобильной связи, путевок на отдых, бесплатные обеды, абонементы в спортзал и т.п. Иногда эти условия бывают решающими при переходе из одной компании в другую.
  4. Неуважительное отношение со стороны руководства. По статистике, своим руководством недовольны более 70% служащих. Естественно, эта проблема часто является причиной перехода в другую компанию.
  5. Невозможность сделать карьеру в конкретной компании. Ситуация, когда сотрудник «вырос» из своей должности, а руководство не хочет замечать этого, очень типична. Из-за отсутствия карьерного роста работу меняют около 40% занятых.
  6. Отсутствие профессионального роста. Возможности профессионального роста и обучения нередко ценятся не ниже высокого вознаграждения.

 

Этапы карьеры.

Этапы карьеры Возрастной период Основные характеристики Особенности мотивации
предварительный До 25 лет Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности Безопасность, социальное признание
становления До 30 лет Освоение работы, развитие профессиональных навыков Социальное признание, самореализация
продвижения До 45 лет Профессиональное развитие Социальное признание, самореализация
сохранения До 60 лет Плато профессионального уровня, повышение квалификации, передача собственного опыта Удержание независимости
завершения После 60 лет Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены Удержание социального признания
пенсионный После 65 лет Занятие другими видами деятельности Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

 

Специфической формой профессионального роста менеджеров является работа с резервом управляющих (кадровым резервом). Целенаправленная работа с резервом позволяет избегать стихийного продвижения работников по службе.

Кадровый резерв– это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга. Различаются следующие типы резерва:

1. По виду деятельности:

А. Резерв развития: группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений. Данные сотрудники могут выбрать одно из двух направлений карьеры – либо профессиональную, либо руководящую.

Б. Резерв функционирования: группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Они ориентированы на руководящую карьеру.

2. По времени назначения:

Группа А – это кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время.

Группа Б – это кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие 1-3 года.

 

Принципы формирования резерва:

1. Принцип актуальности резерва. Должна учитываться реальная потребность в замещении должностей. Предполагается, что сотрудники из резерва имеют реальный шанс продвинуться на должность.

2. Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва. Имеется в виду соблюдение квалификационных требований.

3. Принцип перспективности кандидата. Учитывается: ориентация на профессиональный рост; требования к образованию; возраст; стаж работы и динамичность карьеры в целом; состояние здоровья.

 

Источники резерва:

1. руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий;

2. главные и ведущие специалисты;

3. специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя;

4. молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.

Первый уровень базы резерва составляют все специалисты, являющиеся заместителями руководителей различного ранга.

 

Этапы работы с резервом.

Блок 1. Анализ потребностей в резерве.

До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы:

- прогноз изменения структуры аппарата;

- определение степени обеспеченности резервом номенклатурных должностей;

- определение степени насыщенности резерва по каждой должности (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность).

Блок 2. Формирование и составление списка резерва.

1. формирование списка кандидатов в резерв.

2. создание резерва на конкретные должности.

Нужно определить: кого можно / необходимо включить в списки кандидатов в резерв; кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить; какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей.

Методы формирования списков резерва:

1. Анализ документальных данных – отчетов, автобиографий, характеристики, итогов аттестации и т.п.

2. Интервью по специально оставленному плану для выявления стремлений, потребностей, мотивов поведение. Это может быть соционическое интервью.

3. Наблюдение поведения сотрудника (на работе, в быту, на корпоративных мероприятиях).

4. Оценка результатов трудовой деятельности.

 

При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы:

1. Требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;

2. Профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;

3. Перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;

4. Предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;

5. Результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;

6. Значение приоритетов кандидатов в резерв;

7. Выводы и рекомендации последней аттестации;

8. Мнения руководителей смежных подразделений.

Наиболее важны: мотивация труда; профессионализм и компетентность; личные качества и потенциальные возможности.

 

Подготовка кандидатов:

Индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;

Стажировка в должности на своём или другом предприятии;

Учеба на курсах повышения квалификации;

Планомерное перемещение и продвижение работника, состоящего в резерве, на различные инженерно-технические и руководящие должности для приобретения им соответствующего опыта работы;

Участие в работе конференций, симпозиумов и т.д.

 

Поддержание резерва:

1. Перемещение – перевод работника в пределах организации с одной должности на другую того же уровня.

2. Повышение в должности.

 

Преимущества кадрового резерва:

1. Предсказуемость.

2. Экономия средств на подбор и адаптацию.

3. Удержание сотрудника и снижение текучести кадров – им есть, чего ждать, находясь в резерве.

 

Критерии эффективности работы с кадровым резервом:

1. Текучесть внутри резерва по отношению к общей текучести. Первая должна быть ниже второй.

2. Средний срок пребывания в резерве. Он не должен быть слишком большим – не более 3-х лет.

3. Готовность резерва.

4. Опрос резервистов – насколько они мотивированы нахождением в кадровом резерве.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал