Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 15. Работа с кадровым резервом
Факторы, вызывающие движение персонала [6]. Эти факторы могут быть как объективными, так и субъективными. Однако основная причина мобильности – это неудовлетворенность настоящей работой и желание найти лучшую. Основные мотивы смены работы следующие:
Этапы карьеры.
Специфической формой профессионального роста менеджеров является работа с резервом управляющих (кадровым резервом). Целенаправленная работа с резервом позволяет избегать стихийного продвижения работников по службе. Кадровый резерв– это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга. Различаются следующие типы резерва: 1. По виду деятельности: А. Резерв развития: группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений. Данные сотрудники могут выбрать одно из двух направлений карьеры – либо профессиональную, либо руководящую. Б. Резерв функционирования: группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Они ориентированы на руководящую карьеру. 2. По времени назначения: Группа А – это кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время. Группа Б – это кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие 1-3 года.
Принципы формирования резерва: 1. Принцип актуальности резерва. Должна учитываться реальная потребность в замещении должностей. Предполагается, что сотрудники из резерва имеют реальный шанс продвинуться на должность. 2. Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва. Имеется в виду соблюдение квалификационных требований. 3. Принцип перспективности кандидата. Учитывается: ориентация на профессиональный рост; требования к образованию; возраст; стаж работы и динамичность карьеры в целом; состояние здоровья.
Источники резерва: 1. руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий; 2. главные и ведущие специалисты; 3. специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя; 4. молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку. Первый уровень базы резерва составляют все специалисты, являющиеся заместителями руководителей различного ранга.
Этапы работы с резервом. Блок 1. Анализ потребностей в резерве. До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы: - прогноз изменения структуры аппарата; - определение степени обеспеченности резервом номенклатурных должностей; - определение степени насыщенности резерва по каждой должности (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность). Блок 2. Формирование и составление списка резерва. 1. формирование списка кандидатов в резерв. 2. создание резерва на конкретные должности. Нужно определить: кого можно / необходимо включить в списки кандидатов в резерв; кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить; какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей. Методы формирования списков резерва: 1. Анализ документальных данных – отчетов, автобиографий, характеристики, итогов аттестации и т.п. 2. Интервью по специально оставленному плану для выявления стремлений, потребностей, мотивов поведение. Это может быть соционическое интервью. 3. Наблюдение поведения сотрудника (на работе, в быту, на корпоративных мероприятиях). 4. Оценка результатов трудовой деятельности.
При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы: 1. Требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда; 2. Профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности; 3. Перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность; 4. Предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности; 5. Результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность; 6. Значение приоритетов кандидатов в резерв; 7. Выводы и рекомендации последней аттестации; 8. Мнения руководителей смежных подразделений. Наиболее важны: мотивация труда; профессионализм и компетентность; личные качества и потенциальные возможности.
Подготовка кандидатов: Индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя; Стажировка в должности на своём или другом предприятии; Учеба на курсах повышения квалификации; Планомерное перемещение и продвижение работника, состоящего в резерве, на различные инженерно-технические и руководящие должности для приобретения им соответствующего опыта работы; Участие в работе конференций, симпозиумов и т.д.
Поддержание резерва: 1. Перемещение – перевод работника в пределах организации с одной должности на другую того же уровня. 2. Повышение в должности.
Преимущества кадрового резерва: 1. Предсказуемость. 2. Экономия средств на подбор и адаптацию. 3. Удержание сотрудника и снижение текучести кадров – им есть, чего ждать, находясь в резерве.
Критерии эффективности работы с кадровым резервом: 1. Текучесть внутри резерва по отношению к общей текучести. Первая должна быть ниже второй. 2. Средний срок пребывания в резерве. Он не должен быть слишком большим – не более 3-х лет. 3. Готовность резерва. 4. Опрос резервистов – насколько они мотивированы нахождением в кадровом резерве.
|