Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Печатается по решению редакционно-издательского совета






КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ

И ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Нижний Новгород

2007 2

УДК 371

ББК 74.00

П 42

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Нижегородского государственного педагогического университета

Рецензенты:

Дмитриева Е.Н., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

педагогики и психологии Нижегородского государственного

лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова

Сорокина Т.М., доктор психологических наук профессор, зав. кафедрой

социальной педагогики, психологии и предметных методик начального

образования Нижегородского государственного педагогического университета

Повшедный А.В., Зыкова Н.С., Повшедная Ф.В.

П 42 Курс лекций по общей педагогике и теории воспитания. Н.Новгород: изд-во НГПУ, 2007. с.

В курсе лекций рассмотрены проблемы общей педагогики и теории воспи- тания, отражены новейшие достижения педагогической науки, раскрыто разнооб- разие методологических подходов и современных концепций воспитания.

Лекции подготовлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.

Издание адресовано студентам, аспирантам и преподавателям высшей шко- лы.

УДК 371

ББК 74.00

© А.В. Повшедный, Н.С. Зыкова,

Ф.В. Повшедная, 2007

© НГПУ, 2007 3

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...

Лекция 1. Педагогика в системе наук о человеке…………………………………..

Лекция 2. Основные направления модернизации российского образования

на современном этапе развития общества……………………………....

Лекция 3. Образование как общественное явление и целенаправленный

процесс воспитания и обучения личности………………………………..

Лекция 4. Система образования Российской Федерации.

Управление образовательными системами….…………………….…….

Лекция 5. Воспитание в целостном образовательном процессе………………..…..

Лекция 6. Личность в гуманистической парадигме воспитания.

Базовая культура личности……………………………………………….

Лекция 7. Современные методологические подходы к воспитанию………………

Лекция 8. Концепции воспитания в отечественной педагогике……………………

Лекция 9. Проблема целей воспитания в педагогике………………………………

Лекция 10. Методы воспитания и формы организации

воспитательного процесса……………………………………………..

Лекция 11. Понятие о воспитательной системе. Характеристика

отечественных воспитательных систем…………………………….…

Лекция 12. Коллектив как объект и субъект воспитания………………………….

Лекция 13. Семья в системе воспитания и социализации личности……………...

Лекция 14. Профилактика беспризорности и безнадзорности

современных подростков……………………………………………..…

Лекция 15. Педагогическое взаимодействие в опыте учителей-новаторов ……….

Лекция 16. Воспитание культуры межнационального общения……………………

Творческие вопросы и задания для самостоятельной работы студентов…………

Список литературы…………………………………………………………………....

Введение

Основной тенденцией развития высшей школы в последние годы является стремление не только к повышению качества образовательного процесса, но и к воспитанию самостоятельности, ответственности, толерантности студентов, фор-мированию методологической и педагогической культуры будущего учителя, ко-торый способен оказать поддержку растущему человеку во вхождении в глобаль-ный и быстро меняющийся мир.

Воспитание в условиях вуза такой личности – чрезвычайно сложная и важ-ная задача, эффективность решения которой во многом зависит от наиболее ран-него вхождения студента в мир профессии учителя, понимания сущности теоре-тических основ воспитательного процесса, осознания того, что воспитание – ве-дущий фактор развития и формирования личности.

Подготовка учителя-профессионала, способного самостоятельно принимать решения в бесконечном многообразии сложнейших педагогических ситуаций, на-чинается в педагогическом вузе с курса «Введение в педагогическую деятель-ность» и продолжается в курсе «Общая педагогика. Теория воспитания».

Цель настоящего издания – раскрыть социально-педагогическую сущность воспитания, показать его роль в формировании личности творческой, конкуренто-способной, самодостаточной; активизировать интерес будущего учителя к орга-низации и проведению воспитательного процесса.

Издание подготовлено на основе требований государственного образова-тельного стандарта и в соответствии с программой курса «Общая педагогика. Теория воспитания», содержание которого получило достаточную апробацию на кафедре общей педагогики.

В пособие включено 16 лекции, творческие вопросы и задания, литература, рекомендованная для самостоятельной работы студентов.

Цикл лекций открывается сообщением о роли, значении и месте педагогики в системе наук о человеке, о состоянии и развитии современной педагогической науки и теории воспитания. Особое внимание авторы пособия уделили становле-5

нию и развитию современных методологических подходов и концепций воспита-ния; глубоко раскрыли основные направления модернизации отечественной сис-темы образования: доступности, эффективности и качества подготовки. В работе подчеркивается, что в годы перестройки общеобразовательные учреждения не имели программы воспитания, но известные российские ученые–педагоги, психо-логи и учителя-практики никогда не останавливались в своем поиске новых форм, методов, концепций воспитания. Поэтому сложилось множество различных кон-цепций воспитания, сущностная характеристика основных из них нашла отраже-ние в ряде лекций учебного пособия.

Учитывая, что одной из сложнейших и ведущих проблем психолого-педагогической науки является проблема личности, в работе рассматриваются различные концептуальные подходы к понятию личности, основные факторы ее формирования и развития.

Исходя из того что в современных социально-экономических условиях рос-сийская семья переживает сложнейший кризис, растет число правонарушений и преступлений среди подростков, разорваны отношения «Мира взрослых и Мира детства» (Д.И. Фельдштейн), авторы сознательно уделили большое внимание ро-ли семьи в воспитании и социализации личности, профилактике беспризорности и безнадзорности современных подростков. Опираясь на опыт А.С. Макаренко, по-казали возможности коллектива в становлении и формировании личности челове-ка.

В лекциях анализируется опыт и педагогическое мастерство учителей-новаторов, раскрыта сущность их концептуальных идей, показаны возможности педагогики сотрудничества, что, несомненно, чрезвычайно важно и значимо для профессионального самоопределения и становления будущего учителя.

Одной из базовых целей современной школы является воспитание культуры межнационального общения, толерантности, которые, по мнению авторов, в со-временной России представляют огромную педагогическую значимость, т.к. на-циональные конфликты и неприятие человека другой национальности, другой ве-6

ры, другого цвета кожи становится важнейшей проблемой для государства, что нашло отражение в одной из лекций.

В каждой лекции выделены основные вопросы.

Надеемся, что предложенный нами жанр учебного пособия в форме лекций, в которых заложена объективно новая научная информация по теоретических ос-новам воспитания, окажет помощь как студентам, так и преподавателям, аспиран-там в их творческом использовании материалов данного пособия.

Авторы выражают искреннюю благодарность профессору А.А. Касьяну и профессору В.В. Николиной за ценные советы, которые помогли в подготовке данного пособия. 7


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал