Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хорионы
«Обобщение данных естествознания и обществоведения с позиций монизма приводит к выводу о том, что мир состоит из сложных объектов, имеющих один и тот же концентрический план строения, подобный архитектонике нашей планеты. Эти материальные, материально-идеальные и идеально-материальные образования предполагается называть хорионами (от греч. сhorion – страна, местность, край, пространство, промежуток времени) (Ретеюм А.Ю. Земные миры. М. 1988. С.27). Достаточно известный современный отечественный теоретик географии. А.Ю. Ретеюм выявляет элементарный «эйдос» ландшафта, называя его хорионом (от греч. сhoros – страна, край, местность, пространство), - элементарной «ячейкой» ландшафта (он, к сожалению, не привязал к «хориону» концепт «эйдос», хотя он родственен по этимологии этого слова). В отличие от изотропной области евклидового пространства, хорион имеет концентрическое строение – это центр и отходящие от него концентрические периферийные круги с восходящими и нисходящими потоками. Ретеюм считает, что такое строение имеют все естественные тела и системы в мире, а в отношении физико-географических ландшафтных систем они имеют реальный образ в существовании в «эйдосе-хорионе» - «горы» или «гор», «снисходящих и восходящих уровней», «равнин» и «ущелий», которые объединены центробежными и центростремительными процессами взаимодействий между «центром» и «периферией». Этот «эйдос-хорион» имеет мозаичный, рельефно-фрактальный характер, в котором траектории потоков этих центробежно-центростремительных взаимодействий (эманаций) имеют нелинейно-синергетический характер. Эта идея Ретеюма о «хорионе» крайне интересна, но она не получила должного развития в философском плане как «эйдоса-хориона», который, я надеюсь, еще получит свое развитие в будущей философии Ландшафта. По мнению Ретеюма и все культурные системы состоят из сложных объектов, имеющих такой же характер. Он считает также, что такой характер имеют и ментальные системы, приводя в доказательство известную концепцию «научно-исследовательских программ» И. Лакатоша. Можно только удивляться как современные философы, увлеченные экзистенциальной «онтологией» М. Хайдеггера, и как современные культурологи, увлеченные идеями французской школы «Анналы», знакомые в учением о «центре» и «периферии» Э. Шилза и с идеями И. Валлерстайна, совершенно проходят мимо более глубокой и состоятельной, чем смутно - поверхностное философствование М. Хайдеггера, ландшафтной парадигмы мышления современных географов; мимо идей современной географии, которая уже давно значительно более плодотворно развивает идентичные с вышеуказанными философами и культурологами идеи.
Существует на телько физичесий, но и статистический рельеф.
|