| Нормативно-ориентированные
| Критериально-ориентированные
|
1. Определение
целей тестирования
| Оценка обучающегося относительно других испытуемых
| Описание усвоенного или не усвоенного учебного материала. Оценка обучающегося относительно набора характеристик
достаточного для
достижения результата
|
2. Определение ресурсных возможностей разработчиков (разница в необходимости привлечения разных специалистов)
| Ориентация на статистические методы оценивания. Специалисты необходимы для статистической обработки результатов
| Ориентация на экспертное оценивание, проведение работ по определению перечня и объема учебных задач, критерия достижения необходимого уровня подготовки. Специалисты для экспертизы учебного материала
|
3. Отбор содержания учебного материала
| Может быть отобран широкий спектр материала
| Отбирается материал, который касается ограниченной тематики
|
4. Конструирование технологической матрицы и ее экспертиза
| Могут быть использованы сложные матрицы
| Сложность матрицы ограничивается выбранным для оценки критерием
|
5. Составление тестовых заданий и их экспертиза
| Требования к составу и качеству заданий существенно не различается. Определяются общими требованиями к тестовым заданиям
|
6. Построение выборки для апробации заданий и тестов
| Более жесткие требования к объему и балансу выборки, определяемые требованиями расчета статистических норм
| Более мягкие требования к объему и балансу выборки, определяемые требованиями отработки качества тестовых заданий
|
7. Компоновка заданий для апробации
| Требования к компоновке заданий для апробации существенно не отличаются. Определяются способом предъявления
|
8. Апробация тестовых заданий
| В том числе для определения трудности и дискриминативности
| Для отработки содержания заданий
|
9. Определение и расчет показателей качества тестовых заданий
| Существенно не отличаются
|
10. Отбраковка заданий и составление теста
| Отбираются задания с максимальной дискриминативностью. Слишком простые и слишком сложные задания отбрасываются
| Отбираются задания, максимально покрывающие обследуемую область критерия. Сложные и простые задания включаются в тест
|
11. Апробация теста
| Существенно не отличаются
|
12. Определение и расчет показателей качества теста
| Существенно не отличаются
|
13. Составление окончательного
варианта теста
| Отличия определяются целями и особенностями разработанных технологических матриц
|
14. Стандартизация теста
| Определяется уровнем использования теста
|
15. Нормирование теста
| Статистические нормы, рассчитываемые для нормативной выборки, или определения места испытуемого относительно других испытуемых, принимавших участие в тестировании
| Описание критерия достижения результата или описание тех учебных задач, с которыми учащийся должен справиться
|
16. Оснащение теста
| Определяется уровнем использования теста
|
Тест, созданный для проверки знаний обучаемых после изученной темы, и тест для итоговой аттестации обучающихся должны отличаться.
В зависимости от возможной широты использования применяются разные схемы составления тестов.