Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Группы целей, выделенные разными авторами






Б. Блум, Д. Кратволь И.Я. Лернер О.Е. Лебедев
Когнитивная, познавательная область Знания о природе, обществе, технике и человеке Развитие знаний
Психомоторная область Опыт осуществления способов деятельности (в том числе творческий) Развитие умений и навыков
Аффективная эмоционально-ценностная область Эмоционально-чувственный опыт Развитие систем отношений

Несмотря на терминологическую разницу, содержательно области, выделяемые разными исследователями, близки между собой.

К первой относят знания, различные уровни его усвоения. Ко второй – умения со своей иерархией подцелей. И к третьей – отношения, интересы, склонности, ориентации.

Наиболее известны в мировой литературе несколько классификаций знания. С ними связаны категории учебных целей.

Авторы международных сравнительных исследований при создании тестов достижений используют содержательно-деятельностные матрицы, основанные на таксономии Блума.

Основные категории учебных целей (по Блуму).

1. ЗНАНИЕ. Эта категория означает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

СТУДЕНТ:

– знает употребляемые термины;

– конкретные факты;

– методы и процедуры;

– основные понятия;

– правила и принципы и др.

2. ПОНИМАНИЕ. Показателями способности понимать значение изучаемого материала могут служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, перевод его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация студентом (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание.

СТУДЕНТ:

– понимает факты, правила и приемы;

– интерпретирует словесный материал;

– интерпретирует схемы, графики, диаграммы;

– преобразует словесный материал в математическое выражение;

– предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных и др.

3. ПРИМЕНЕНИЕ. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

СТУДЕНТ:

использует понятия и принципы в новых ситуациях;

– применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

– демонстрирует правильное применение метода или процедуры и др.

4. АНАЛИЗ. Эта категория обозначает умение разбирать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

СТУДЕНТ:

– выделяет скрытые (неявные) предположения;

– видит ошибки и упущения в логике рассуждений;

– проводит различия между фактами и следствиями;

– оценивает значимость данных и др.

5. СИНТЕЗ. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной (или заданными свойствами). Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

СТУДЕНТ:

– пишет небольшие творческие сочинения;

– предлагает план проведения эксперимента;

– использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы и др.

6. ОЦЕНКА. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждений, художественных произведений, исследовательских данных). Суждения студента должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим студентом или же задаваться ему извне (преподавателем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения на ясно очерченных категориях.

СТУДЕНТ:

– оценивает логику построения материала в виде письменного текста;

– оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

– оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;

– оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев и др.

Другие авторы предлагают иной перечень видов знаний, который сформулирован исключительно для задач педагогического измерения:

– знание названий, имен;

– знание смысла названий имен;

– фактуральные знания;

– знание определений;

– сравнительные, сопоставительные знания;

– классификационные знания;

– знание противоположностей, противоречий, синонимичных и антонимичных объектов;

– ассоциативные знания;

– причинные знания, знание причинно-следственных отношений, знание оснований и принципов классификации;

– процессуальные, алгоритмические, процедурные знания;

– технологические знания;

– обобщенные, системные знания;

– оценочные знания;

– вероятностные знания;

– абстрактные знания;

– структурные знания;

– методологические знания.

Перечисленные виды знаний не претендуют на полную классификационную систему и поэтому допускают возможность заметного расширения, замены одних видов другими, объединения их в различные группы.

В соответствии с данной системой каждое задание теста предназначено для проверки овладения обучающимися определенными умениями, характеризующими отдельные компоненты познавательной деятельности на материале различных разделов, тем конкретной учебной дисциплины.

Таксономия Б. Блума и ее развитие служит основой для разработки современных тестов учебных достижений, однако ее реально используемая часть определяется целями тестирования.

Для большинства тестов вполне достаточно одной качественно отработанной шкалы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал