Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Основные направления развития информационных технологий на железнодорожном транспорте
Можно выделить несколько этапов процесса внедрения ИТ на железнодорожном транспорте 1. Внедрение информационных технологий на железнодорожном транспорте началось в 50-е годы с решения инженерных задач - составления планов перевозок, тяговых расчетов, оптимизации графиков движения поездов. 2. Вторым этапом стали работы по созданию комплексной системы управления с приоритетом грузовых перевозок (60-е годы), а также системы резервирования и продажи билетов «Экспресс». 3. В 70 – 80-е годы проводились активные работы по внедрению новых технических средств (ЕС ЭВМ), был налажен выпуск в Венгрии терминалов для системы «Экспресс-2», были созданы информационно вычислительные сети, архитектура которых показана на рис. 1. Рис. 3.1. Архитектура сетей
4. В 90-е годы был осуществлен переход на импортное оборудование (IBM 4381), в результате чего производительность повысилась в 3 раза, а затраты окупились через 2 года только за счет снижения электропотребления и других эксплуатационных расходов. Кроме этого были разработаны технологии управления парком «чужих» вагонов на основе пономерного учета на пограничных станциях, что привело к сокращению их числа в 3, 5 раза, а также была внедрена система автоматизации взаиморасчетов. 5. Сегодня с помощью ЭВМ на Ж.Д. транспорте решаются тысячи задач. Более 10% работников работают с ЭВМ. Постоянное расширение круга решаемых задач ставит перед ОАО РЖД вопросы, требующие решения в ближайшие несколько лет: а) производительность многих технических систем (например, «Экспресс-2») не достаточно для внедрения новых технологий по управлению экономикой, финансами, инфраструктурой и для расширения позможностей существующих; б) существующие сети построены по устаревшей архитектуре и не обеспечивают требуемой пропускной способности; в) устарело программное обеспечение; г) разные программы разрабатывались по разным заказам разными программистами и плохо стыкуются друг с другом; д) действующие системы основаны на ручном вводе информации, который недостаточно оперативен и порождает большое число ошибок; е) для создания и внедрения новых информационных систем требуется иная структура управления процессом автоматизации.
Как руководство к действию по решению этих вопросов была разработана концепция развития ИТ на железнодорожном транспорте.
Основные положения концепции Процесс информатизации может быть представлен в виде двухуровневой структуры, в основе которой лежит обеспечивающий уровень, а на вершине – прикладной. Таблица 3.1 Уровни информатизации
Из-за наличия определенной специфики различных видов деятельности в концепции заложено формирование четырех основных комплексов информационных технологий: 1. Комплекс управления производственным процессом. 2. Комплекс управления маркетингом, экономикой и финансами. 3. Комплекс управления инфраструктурой железнодорожного транспорта. 4. Комплекс управления персоналом и социальной сферой. Основная цель программы информатизации - создать условия для обеспечения рентабельности работы ЖД транспорта в условиях рыночной экономики за счет внедрения информационных технологий. Для достижения указанной цели предстоит сформировать все четыре комплекса, обеспечив их совместимость. Среди первоочередных шагов в концепции можно выделить следующие: А) Оснащение главного ВЦ и дорожных информационно-вычислительных центров комплексами производительностью от 2 000 до 20 000 млн. операций в секунду (IBM 9672). Б) Развитие сетей передачи данных на 3300 узлов и более. В) Внедрение системы автоматической идентификации подвижного состава. Г) Перевод действующих систем на новую техническую базу. Д) Создание в вузах базы для подготовки специалистов по информационным технологиям. В настоящее время на предприятиях железнодорожного транспорта идет внедрение комплекса управленческих систем, позволяющих вести учет и анализ состояния основных видов ресурсов. В задачах управления денежными и техническими ресурсами широко используется система ЕК АСУФР (Единая корпоративная система управления финансами и ресурсами), в службе управления персоналом на смену АСУ «Кадры» пришла система ЕК АСУТР (Единая корпоративная система управления трудовыми ресурсами). Обе эти системы базируются на немецкой системе планирования ресурсов предприятия SAP R/3 и полностью совместимы друг с другом.
|