![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 3. Информатизация общества – основные тенденции
Главная особенность современного этапа развития общества заключается в его информатизации, цель которой во внедрении компьютеров и средств связи во все сферы деятельности человека. Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» информатизация — это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Процесс информатизации в Российской Федерации регулируется рядом законов, основные из них — «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) и «Об участии в международном информационном обмене» (1996 (в ред. 2003)). В 1994—1995 гг. была разработана Концепция формирования и развития единого информационного пространства России. Под единым информационным пространством России понимается «совокупность баз и банков данных, технологий их внедрения, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов, обеспечивающих информационное удовлетворение граждан». Аналогичные программы создаются в большинстве развитых стран мира. Цель информатизации — в изменении уровня жизни общества за счет повышения эффективности использования всех видов знаний, обрабатываемых с помощью компьютеров, что ведет к росту интеллектуального потенциала самого общества. Объективность процесса информатизации вытекает из закона разнообразия У. Р. Эшби, в котором устанавливается следующее: разнообразие механизмов управления системой должно соответствовать разнообразию самой системы. Перефразируя данный закон, объективность информатизации общества можно обосновать следующим образом: сложность механизмов управления системой, например обществом, предприятием, цехом, банком, биржей и т.д., должна соответствовать сложности управляемой системы. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создают многообразие механизмов управления, которое требуется для дальнейшего развития цивилизации. Главная особенность информатизации на современном этапе ее развития в том, что в обозримом будущем она будет основываться на электронной технике в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникаций. В рамках этой особенности выделяют отдельные тенденции в ее развитии. Первая тенденция — в слиянии компьютеров и средств коммуникаций. Коммуникации как средства обеспечения взаимосвязи граждан создают условия для материального производства. В настоящее время они переживают этап конвергенции (сближения, слияния) с информационной техникой, в результате появился феномен под названием «инфокоммуникационные технологии». Инфокоммуникации — это современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура общества, развивающаяся в соответствии с темпами развития экономики. В последние годы с развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, получивший название сетевого. Этот сектор будет доминировать в XXI в. В докладе Европейской комиссии по стратегическим исследованиям сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, торговли или просто для удовольствия. В России формирование сетевой экономики происходит в трех направлениях: 1)электронный бизнес; 2)банковские и другие расчеты; 3)дистанционное обучение и выполнение работ. Электронный бизнес можно определить как использование информационных технологий и общедоступных информационных сетей (локальных и глобальных) в сфере купли-продажи. Если электронный бизнес ориентирован на удовлетворение потребностей конечного пользователя, то он называется В2С (Busines to Customers), если на бизнес-партнера — В2В (Busines to Busines). В области электронного бизнеса В2В выделяют следующие его виды: электронное управление закупками, электронный аукцион, электронная биржа, порталы. Причина развития электронного управления закупками — потребность в сокращении затрат, связанных с приобретением сырья, оборудования, материалов и т.д. Снижение такого рода затрат возможно за счет объединения заказчиков с помощью сети Интернет. Реализация электронного управления закупками осуществляется тремя путями: 1) использование электронных каталогов; 2) поиск встречных заявок; 3) проведение электронных тендеров. Электронные аукционы — это типичный пример организации электронного бизнеса вида В2В. Они позволяют покупателям приобрести товары по сниженным ценам, а продавцам — сократить время оборота товара. Для того чтобы продать товар на аукционе, желающий должен зарегистрироваться на информационном сервере и разместить на нем всю необходимую информацию о товаре. Покупатель, для того чтобы сделать ставку, также должен зарегистрироваться (указать имя и адрес электронной почты). Электронная биржа — это более сложная форма посредничества. Участники электронной биржи проходят предварительный отбор. Торговля на бирже обычно анонимная. Порталы предоставляют информацию из Интернета или корпоративной сети в том виде, в котором она нужна пользователю. Как правило, это основная точка входа в Интернет или корпора • корпоративные (User Portal) — предназначены для предоставления информации широкому кругу пользователей внутри локальной сети, эти порталы обеспечивают доступ к информации, находящейся в информационных системах, с персонального компьютера; • коммерческие (Commerce Gateway, Commerce Portal) — предоставляют специализированную информацию на платной основе и призваны обеспечить обмен коммерческими документами между бизнес-партнерами. Такого рода порталыобеспечивают автоматическое размещение заявок, заказов на товары и услуги, доступ к участию в интерактивных тендерах на выбор поставщиков; публикацию каталогов, прайс-листов и т.д.; • персональные, предназначенные для предоставления информации по узкому кругу вопросов. Второе направление сетевой экономики проявляется в совершенствовании банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернета. Типовые процедуры платежной системы такого рода следующие: • обработка запросов с целью авторизации; • перечисление на расчетные счета денежных средств за товары и услуги; • переправка документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделки. Все электронные платежные системы делятся на два класса: кредитные и дебетовые. Кредитные системы построены на использовании кредитных карт для осуществления электронных расчетов с привлечением дополнительных мер безопасности: цифровая подпись, использование криптограмм и т.д. Все системы такого класса требуют подтверждения кредитоспособности клиента. Дебетовые системы основаны на использовании электронных эквивалентов наличных денег. Они не требуют подтверждения авторизации уполномоченной для этого финансовой структурой. Рис. 1.3. Последовательность операций при оплате товара или услуг
На рис. 1.3 приведена схема оплаты товара пользователем, зарегистрированным на сервере авторизации. Если держатель пластиковой карты зарегистрирован на авторизационном сервере, т.е. предварительно указывает персональные данные и параметры своей карты, то процедура покупки товара в магазине следующая: 1) покупатель, выбрав товар, делает запрос на выставление счета. Магазин направляет ему подписанный своей электронно-цифровой подписью (ЭЦП) счет (такой счет называется офертой — предложением заключить договор); 2) покупатель подписывает своей ЭЦП счет и отправляет его в магазин (совершает акцепт). Счет становится чеком; 3) подписанный двумя ЭЦП чек направляется магазином в банк для авторизации; 4) банк проверяет чек, сохраняет копию чека и разрешает или запрещает авторизацию. При разрешении авторизации банк оплачивает товар, увеличивая сумму оплаты на величину комиссионных. Запрос на авторизацию передается через закрытые сети банку — эмитенту карты покупателя; 5) при положительном результате авторизации, полученном от карточной платежной системы, банк передает магазину, который оказывает услугу, разрешение на оплату товара, банк осуществляет перечисление средств на счет магазина. Третье направление сетевой экономики сосредоточено на повсеместном внедрении дистанционного образования, т.е. образовательной системы, обеспечивающей получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии предоставляют доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет. Следующая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения, т.е. отказа от закрытости и перехода к открытым программным и другим системам. Открытой называется система, которая взаимодействует с другими в соответствии с принятыми стандартами. Чтобы быть конкурентоспособным, программный продукт должен обладать свойствами открытой системы, в частности: • способностью унифицированного обмена данными между разными компьютерами; • переносимостью прикладных программ на различные компьютерные платформы; • возможностью смены одного компьютера на другой без затруднений. Развитие процесса информатизации сдерживается многими нерешенными проблемами, которые можно разбить на два блока: социальные и научные. Социальные проблемы заключаются: в ограниченности количества компьютеров у населения, в офисах и производстве, что сдерживает массовое внедрение средств информационного обслуживания в различных сферах деятельности; отсутствии развитой инфраструктуры информатизации; низкой компьютерной грамотности населения. Научные проблемы делятся на теоретико-методологические и практические. Среди теоретико-методологических проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность информатизации, можно выделить следующие: • поиск закономерностей, согласно которым происходит информатизация общества; • адекватность отражения в памяти компьютера отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта); • интеграция систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека, с помощью интеллектуальных технологий. Практические проблемы связаны с внедрением новейших программных продуктов в практику управления и производство. Знание представленных выше тенденций в развитии процесса информатизации позволяет правильно выстраивать стратегические и оперативные планы развития как информационного бизнеса в целом, так и развития отдельных информационных систем.
|