Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие информационной технологии. Базовые и прикладные информационные технологии
В основе получения информации лежит технологический процесс обработки данных — это совокупность методов и средств, организованных в логическую последовательность этапов обработки и выдачи информации пользователю для решения экономических задач. «Технология» в переводе с греческого означает умение, мастерство. Технология рассматривается как система методов, правил, процедур, применяемых к какому-либо предмету с целью получения продукта. Соответственно, информационная технология (ИТ) — это система методов, правил и процедур, выполняемых с помощью программ, инструкций и технических средств с целью получения информационных продуктов. Информационная технология в совокупности с соответствующим инструментарием (программами, компьютерами и средствами коммуникаций) создает технологическое обеспечение информационной системы. Технологическое обеспечение — это совокупность методов и средств сбора, передачи и обработки информации на базе вычислительной техники и средств коммуникаций. Очень часто для обозначения такого сочетания информационной технологии и инструментария используют термин «информационные технологии».
Все информационные технологии делятся на базовые и прикладные. Базовые ИТ— это набор потенциальных программно-технических средств, еще не содержащих алгоритмы расчета, необходимых для решения конкретных задач. К такого рода технологиям можно отнести компьютер с установленным пакетом Microsoft Office (Word, Excel, Access). В основе базовых ИТ лежат технологии микроэлектронных компонентов, технологии технического, коммуникационного и программного обеспечения. В рамках технологии микроэлектронных компонентов (микросхем и т. п.) осуществляется выпуск процессоров, микросхем памяти и других комплектующих, без которых создать современный компьютер невозможно. Сами вычислительные машины, мониторы, принтеры, сканеры и т. д. производятся в рамках технологии технического обеспечения. Без микроэлектронных компонентов невозможно создать и современные средства передачи информации – модемы, сетевые карты, современные средства телефонии и т. п. Эти изделия относятся к технологии коммуникационного обеспечения. Наконец, компьютеры и модемы останутся грудой ненужного «железа», если не будет организован выпуск операционных систем (Windows, Linux и т. д.), графических и текстовых редакторов, математических пакетов, т. е. без технологий программного обеспечения. Среди основных тенденций развития базовых технологий можно выделить следующие: а) уменьшение размера транзисторов до микроскопических величин (нанотехнологии) – в одной микросхеме содержатся десятки и сотни миллионов транзисторов, что позволяет составлять из них более сложные схемы, для более серьезной обработки информации (параллельно обрабатывать несколько потоков). С другой стороны, чем меньше транзистор, тем быстрее он срабатывает – растут тактовые частоты (растет количество операций в секунду) и увеличивается скорость обработки. б) усиливается правовая защита авторских прав производителей программного обеспечения. А само программное обеспечение становится доступно и понятно (благодаря так называемому «дружественному интерфейсу» - ярлычки, кнопочки, подсказки). Кроме того, наблюдается стремление к интеграции целого набора программ в единый продукт. В состав системы Windows, основной задачей которой является обеспечение ввода-вывода информации, согласование работы отдельных составляющих ЭВМ, встроен проигрыватель видео и музыки, текстовый редактор, средства работы в сети Internet. в) в рамках коммуникационного обеспечении наблюдается тенденция к переходу на оптические каналы связи (по оптическому стекловолокну можно передавать бó льшие объемы информации в единицу времени, чем по медному проводу) и использование беспроводных каналов связи. г) одним из основных направлений совершенствования технического обеспечения является уменьшение габаритов (карманные компьютеры, ноутбуки), обеспечивающее возможность перемещения и работы в полете, в поездке. Также следует отметить движение в сторону повышения эргономичности и безопасности для пользователя и окружающей среды. Конечному пользователю современные базовые информационные технологии обычно доступны в виде вычислительных сетей различного охвата (от Internet до домашней сети из двух компьютеров) и различной архитектуры (рис. 1.1).
Рис. 1.1 Варианты архитектуры вычислительной сети Таблица 1.2. Достоинства и недостатки архитектур
Прикладные ИТ— это базовые информационные технологии, содержащие алгоритмы обработки данных (автоматизированные системы бухгалтерского учета, автоматизированные системы экономического анализа и т.д.). В составе прикладных ИТ можно выделить следующие:
· ИТ обработки данных; · ИТ управлении – технологии, направленные на удовлетворение информационных потребностей работников фирмы, принимающих решения, путем агрегирования информации, составления отчетов, оценки отклонений показателей деятельности предприятия от запланированных и т. д.; · Системы поддержки принятия решений – система, снабженная «дружественным» диалоговым интерфейсом, в задачу которой входит обработка данных (например, данных, содержащихся в базе данных предприятия) и представление результатов лицу, ответственному за принятие решения. При этом предполагается, что человек, принимающий решение, владеет методиками анализа, задействованными в данной системе, и поэтому сможет правильно интерпретировать эти результаты и принять обоснованное решение. · Экспертные системы.
Экспертные системы являются одним из результатов исследований в области искусственного интеллекта и рассматриваются в качестве программного средства, которое позволяет представить знания специалистов высокой квалификации о предметной области. Экспертные системы воспроизводят осознанные мыслительные усилия человека. Центральный элемент экспертной системы — база знаний, которая отражает знания специалиста-эксперта в соответствии с какой-либо моделью (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Структура экспертной системы
Блок логического вывода необходим для обработки базы знаний и получения новых знаний. Блок объяснений служит для воспроизведения хода получения новых знаний в случае, если этого потребует пользователь. Блок приобретения знаний необходим для периодической замены устаревших знаний и ввода новых. Как правило, экспертные системы содержат еще и базы данных, содержащие информацию о фактическом состоянии объекта управления. В экономике экспертные системы используются для консультаций по выработке инвестиционных решений, выбору стратегии маркетинга, кредитованию юридических лиц и т.д. В отличие от систем поддержки принятия решений экспертные системы предлагают (и поясняют) пользователю решения, превосходящие уровень его знаний.
|