![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример тягового расчета автомобиля
ЗАДАНИЕ: Провести тяговый расчет грузового автомобиля грузоподъемностью 50 кН. Максимальная скорость v max = 90 км/час при движении по асфальтобетонному шоссе среднего класса. При выполнении тягового расчета должны быть определены: 1 Внешняя скоростная характеристика двигателя; 2 Передаточное число главной передачи; 3 Передаточные числа коробки передач; 4 Мощностной баланс автомобиля; 5 Динамический фактор автомобиля на различных передачах; 6 Ускорение автомобиля на различных передачах; 7 Время и путь разгона автомобиля; 8 Топливная характеристика автомобиля. 3.1 Выбор исходных данных Тип автомобиля грузовой Назначение и область использования дорожный автомобиль общего назначения Максимальная скорость, км/час 90 Грузоподъемность, кН 50 Тип двигателя карбюраторный Расположение двигателя впереди кабины Используемое топливо бензин Тип трансмиссии механическая Колесная формула 4x2 В соответствии с заданием из совокупности выпускаемых автомобилей выбираем наиболее близко подходящий автомобиль. Таким автомобилем является грузовой автомобиль ЗИЛ - 130. Пользуясь технической характеристикой выбранного автомобиля задаемся дополнительными исходными данными. Полный вес автомобиля Ga, кН 95, 25 Нагрузка на заднюю ось G2, кН 69, 43 База автомобиля L, м 3, 8 Фактор обтекаемости kbFb, Н*с2/м2 2, 8 КПД трансмиссии 0, 85 Минимальный удельный расход топлива ge, г/кВт*час 300 Находим нагрузку на одно колесо, следовательно
По стандартам на шины по наибольшей нагрузке выбираем шину. Следовательно, выбираем шину 260 - 508Р ГОСТ 5513 - 75. Здесь 260 – ширина профиля шины в мм, 508 – посадочный диаметр обода в мм, Р – означает конструкцию шины (радиальная). Далее выписываем размеры и параметры шины, указанные в стандарте. Радиус качения колеса, катящегося без скольжения, примерно равен радиусу качения колеса, движущегося в ведомом режиме. Он занимает промежуточное положение между свободным радиусом rc и статическим радиусом rст. С достаточной для практических целей точностью радиус качения колеса в ведомом режиме может быть найден по выражению rko= где гко = 0, 96*(508/2+260) = 0, 49 м. 3.2 Определение внешней скоростной характеристики двигателя Так как при максимальной скорости ускорение автомобиля равно нулю, исходя из уравнения мощностного баланса необходимая мощность двигателя Nev (кВт) для обеспечения движения с заданной скоростью vmax (км/час) определяется по формуле Nev= где Расчетный коэффициент дорожного сопротивления
Следовательно, имеем
Пусть Подставив в формулу (3.2) значения известных величин, находим Nev=
Для построения внешней скоростной характеристики двигателя воспользуемся формулой Ne = Nemax[a( Максимальная мощность двигателя рассчитывается по формуле (3.4) путем замены текущих значений Ne и nе известными значениями Nev и nv, т. е. Nemax=
a=1- b=2 c= здесь Мз- запас крутящего момента, %; Кω - коэффициент приспособляемости по частоте. Пределы изменения Мз и Кω для карбюраторных двигателей следующие: М3 = (5...35) %; Кω =1, 5...2, 5. Пусть М3 = 22 % и Кω = 1, 68. Тогда
a=1-
b=2
c= Правильность найденных коэффициентов проверяем по уравнению а + в - с = 1.(3.9) Действительно, 0, 74+ 1, 6-1, 34= 1. У автомобилей, снабженных двигателями с ограничителем частоты вращения, отношение (nv/nN) = 1, тогда имеем Ne max = Nev. Для построения внешней скоростной характеристики двигателя необходимо выбрать частоту nN. Для карбюраторных двигателей грузовых автомобилей частота nN находится в пределах (3000...4600) об/мин. Пусть nN = 3200 об/мин. При работе двигателя установленного на автомобиле, часть мощности двигателя расходуется на привод дополнительных механизмов, поэтому вводится коэффициент кс, зависящей от типа двигателя и автотранспортного средства. Обычно в технических характеристиках двигателей приводятся стендовые значения мощности Nc, которые связаны с соответствующими значениями мощности Ne следующей зависимостью
Ne = кс Nc. (3.10) Откуда
Nc= В расчетах можно принимать кс = 0, 93...0, 95. Пусть кс = 0, 95. Крутящий момент на коленчатом валу двигателя определяется по формуле Ме = 9554 Здесь Ne в кВт, а nе в об/мин. Задаваясь различными значениями чисел оборотов коленчатого вала двигателя, по формуле (3.4) находим соответствующие значения мощности и крутящего момента. Для карбюраторного двигателя минимальные устойчивые обороты коленчатого вала двигателя составляют (800... 1000) об/мин. Пусть для данного двигателя nemin=800 об/мин. Тогда имеем Ne=104, 5[0, 74( Соответственно, имеем: Nc= Me= 9554 Mc= 9554 Для остальных значений nе расчетные значения исходных величин сводим в таблицу (см. таблицу 3). Внешняя скоростная характеристика двигателя показана на рисунке 1. Таблица 3 - Значения расчетных параметров двигателя
3.3 Определение передаточного числа главной передачи Передаточное число главной передачи определяется по формуле Uo=0, 377 где ne max = nN- максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя; cv- коэффициент высшей передачи. Принимаем cv = 1; Ub - передаточное число высшей передачи в коробке передач. Принимаем Ub=l.
Подставив известные величины в формулу (3.12), находим Uo = 0, 377
3.4 Определение передаточных чисел коробки передач 3.4.1 Определение передаточного числа первой передачи а) преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги
U1= где Пусть U1= б) подсчитанное по формуле (3.13) передаточное число U1 проверяется на U1 Для автомобиля с задним расположением ведущих мостов G где KR2 - коэффициент перераспределения нагрузки. Можно принимать KR2 = 1, 1... 1, 3. Пусть KR2 = 1, 15. Тогда имеем: G Следовательно, U1 Получилось, что U1< U1 в) передаточное число первой передачи должно удовлетворять условию U1v=0, 377 где v min - минимально устойчивая скорость движения, принимаемая (3...5) км/час. Пусть vmin = 3 км/ч. Тогда U1v=0, 377 Сравнивая подсчитанные по формулам (28), (29) и (31) значения передаточного числа первой передачи, принимаем окончательно U1 = 7, 7. 3.4.2 Определение числа ступеней коробки передач Сначала определяем диапазон передаточных чисел коробки передач Дк, который находится по формуле Дk = где Ub - передаточное число высшей передачи. Ранее нами принято Ub = 1, следовательно, имеем Дk= При 5, 7 < Дк < 8, 5 число ступеней коробки передач должно быть 5, следовательно, на данный автомобиль необходимо ставить пятиступенчатую коробку передач. 3.4.3 Определение передаточных чисел промежуточных передач Передаточное число m - й промежуточной передачи при Ub = 1 определяется по формуле Um = где n - число ступеней коробки передач (n = 5). Тогда
U2 = 7, 7
U3=7, 7
U4 = 7, 7 U5 = l.
3.5 Мощностной баланс автомобиля Уравнение мощностного баланса автомобиля можно представить в следующем виде NK = NV + N, + Naj, (3.19) где NK- мощность, подводимая к ведущим колесам; N Мощность, подведенная к ведущим колесам автомобиля может быть подсчитана по формуле NK = PKv = Ne где Мощность, расходуемая на преодоление сопротивлений дороги, определяется по формуле N где P Мощность, расходуемая на преодоление сопротивления воздуха, определяется по формуле Nb = Pbv = kbFb v3, (3.22) где Рb- сила сопротивления воздуха. Мощность, расходуемая на разгон автомобиля, определяется по формуле Naj = Paj v = ma где ma- полная масса автомобиля; Paj- сила инерции автомобиля; Уравнение (3.19) удобно решать графически, т. е. величины, входящие в левую и правую части уравнения представляем в виде зависимостей NK = f(v) для каждой из передач коробки передач, a (N Предварительно определяем скорости автомобиля на различных передачах, соответствующие частотам вращения коленчатого вала двигателя, указанных в таблице 4. Скорость автомобиля в км/час при известных частоте вращения коленчатого вала двигателя (об/мин), радиусе качения (м) и передаточных числах главной передачи и коробки передач определяется по формуле v = 0377 где UK - передаточное число соответствующей ступени коробки передач. При nе = 800 об/мин и U1 =7, 7 имеем
v1=0, 377 Для остальных значений nе и UK расчетные значения искомого параметра сведем в таблицу (таблица 4). Таблица 4 - Значения скорости автомобиля при различных ne и Uk
По формулам (3.20), (3.21) и (3.22) находим соответствующие мощности, при этом учитываем, что скорость автомобиля дана в км/час, следовательно, формулы (3.21) и (3.22) приходят к виду N Причем для дороги с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием f = 0, 015. Также автомобиль на прямой передаче должен преодолевать подъем не менее 3 %, т. е. i = 0, 03, следовательно, дорожное сопротивление
Nb= При v=22, 49 км/час (для прямой передачи) и N Nb= N Для остальных значений скорости значения исходных параметров сводим в таблицу (таблица 5). Мощность NK, подводимая к ведущим колесам от ступени коробки передач не зависит, поэтому для различных ступеней коробки передач она определяется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Таблица 5- Значение искомых параметров при различных v
Для всего диапазона изменения nе значения Ne приведены в таблице 3 и с учетом формулы (3.20) получим соответствующие значения NK (таблица 6). Таблица 6 - Значения мощности Ne и мощности NK при различных nе
По результатам таблиц 4, 5 и 6 строим график мощностного баланса автомобиля (рисунок 2). Рисунок 2 - График мощностного баланса автомобиля Из графика видно, что автомобиль не может на прямой передаче преодолеть 3 % подъем. Однако он может двигаться на четвертой передаче, причем он имеет некоторый запас мощности, который может быть использован для разгона. На этом же графике покажем зависимость N N Для этой скорости Ne = 0, 68 кВт. Тогда получим N Для остальных значений v значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 7). Таблица 7 - Значения искомых N v и N, для различных v
3.6 Динамический фактор автомобиля на различных передачах Динамический фактор определяется по формуле D= где Рко- полная окружная сила на ведущих колесах автомобиля; Рb- сила сопротивления воздуха. Полная окружная сила на ведущих колесах автомобиля определяется по формуле Pko= Сила сопротивления воздуха определяется по формуле Pb= Динамический фактор определяется для каждой передачи, при этом значения Ме и v берутся из таблиц 3 и 4. Для первой передачи при U1 = 7, 7 и v = 2, 92 км/ч имеем: Pko=
Pb= D= Для остальных значений v значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 8). Для второй передачи при U2= 4, 62 и v = 4, 89 км/час имеем:
Рko=
Таблица8 – Динамический фактор автомобиля на первой передаче
Pb= D= Для остальных значений v значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 9). Таблица 9 - Динамический фактор автомобиля на второй передаче
Для третьей передачи при U3 = 2.77 и v= 8, 12 км/ч имеем: Pko= Pb= D= Для остальных значений скорости значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 10). Таблица 10 - Динамический фактор автомобиля на третьей передаче
Для четвертой передачи при U4 = 1, 66 и v = 13, 55 км/ч имеем: Pko= Pb=
D= Для остальных значений скорости значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 11). Таблица 11 - Динамический фактор автомобиля на четвертой передаче
Для пятой передачи при U5 = 1 и v = 29, 49 км/ч имеем: Pko= Pb= D= Для остальных значений скорости значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 12). Таблица 12 - Динамический фактор автомобиля на пятой передаче
По результатам таблиц 8, 9, 10, 11, 12 строим динамическую характеристику автомобиля (рисунок 3). На динамической характеристике автомобиля покажем динамический фактор, ограниченного сцеплением, который рассчитывается по формуле D Подставив в формулу (3.28) значения известных величин при D
3.7 Ускорения автомобиля на различных передачах Ускорение автомобиля может быть определено по следующей формуле j= где Рисунок 3 – Динамическая характеристика автомобиля
Для асфальтобетонной дороги коэффициент сопротивления качению f составляет 0, 015...0, 020 (в удовлетворительном состоянии). Пусть f = 0.015; При отсутствии данных по проектируемому автомобилю коэффициент учета вращающихся масс можно определить по формуле
где Для первой передачи при U1 = 7, 7,
j= Для остальных значений динамического фактора значения искомых величин сводим в таблицу (таблица 13). Таблица 13 - Ускорения автомобиля на первой передаче
Для второй передачи при U2 = 4, 62,
j= Для остальных значений динамического фактора значения искомых величин сводим в таблицу (таблица 14). Таблица 14 - Ускорения автомобиля на второй передаче
Для третьей передачи при U3 = 2, 77,
j= Для остальных значений динамического фактора значения искомых величин сводим в таблицу (таблица 15). Таблица 15 - Ускорения автомобиля на третьей передаче
Для четвертой передачи при U4 = 1, 66,
j=
Для остальных значений динамического фактора значения искомых величин сводим в таблицу (таблица 16). Таблица 16 -.Ускорения автомобиля на четвертой передаче
Для пятой передачи при U5 = 1,
j= Для остальных значений динамического фактора значения искомых величин сводим в таблицу (таблица 17). Таблица 17 - Ускорения автомобиля на пятой передаче
По результатам таблиц 13, 14, 15. 16 и 17 строим график зависимости ускорения автомобиля от его скорости (рисунок 4).
3.8 Время и путь разгона автомобиля Так как рассматривается движение автомобиля на горизонтальной дороге с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием, причем коэффициент дорожного сопротивления достаточно мал по сравнению с динамическим фактором на второй передаче, то трогание и разгон автомобиля целесообразно производить на второй передаче, потому что ускорение автомобиля на второй передаче больше чем на первой (рисунок 4). Также на рисунке 4 показаны точки А. В и С, на которых необходимо производить переключение передач, т. к. именно на этих точках обеспечивается наибольшая интенсивность разгона. Время разгона автомобиля на определенной передаче от скорости vmin до скорости v находится из следующего соотношения: t= Интегрирование этого выражения производим численным методом. Время движения автомобиля
Суммарное время разгона автомобиля на k-й передаче от скорости vкmin до скорости vk max Рисунок 4 – График зависимости ускорения автомобиля от его скорости находится суммированием времени разгона в интервалах. Потеря скорости за время переключения
Ранее принято для первой, второй, третьей и четвертой передачи Путь разгона автомобиля в интервале скоростей
Путь разгона автомобиля от скорости vkmin до скорости vkmax S= где n- число интервалов. Путь, пройденный автомобилем за время переключения tn с k-й передачи на (к+1)-ю передачу:
Для разгона автомобиля на второй передаче в интервале скоростей от 4, 89 до 7, 3 км/час время и путь разгона будут (таблица 14):
Для остальных интервалов скоростей (интервалы скоростей составляются по значениям скорости, указанным в таблице 14) значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 18). Время разгона на второй передаче t2 = Таблица 18 - Время и путь разгона на второй передаче в интервалах скоростей
Путь разгона на второй передаче S2= Потеря скорости за время переключения со второй передачи на третью передачу
Время переключения tn = 1 с. Путь, пройденный автомобилем за время переключения со второй передачи на третью передачу
Координаты точки A: vA= 19, 48 км/час, jA= 0, 755 м/с2. Для разгона автомобиля на третьей передаче в интервале скоростей от 19, 48 до 20, 3 км/час время и путь разгона будут (таблица 15):
Для остальных интернатов скоростей значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 19). Таблица 19 – Время и путь разгона на третьей передаче в интервалах скоростей
Время разгона на третьей передаче t3 = Путь разгона на третьей передаче S3 =
Потеря скорости за время переключения с третьей передачи на четвертую передачу
Время переключения tn = 1 с. Путь, пройденный автомобилем за время переключения с третьей передачи на четвертую передачу
Координаты точки В: vB= 32.48 км/ч, jB= 0, 475 м/с2. Для разгона автомобиля на четвертой передаче в интервале скоростей от 32, 48 до 33, 88 км/час время и путь разгона будут (таблица 16):
Для остальных интервалов скоростей значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 20). Таблица 20 - Время и путь разгона на четвертой передаче в интервалах скоростей
Время разгона на четвертой передаче t4= Путь разгона на четвертой передаче S4 = Потеря скорости за время переключения с четвертой передачи на пятую передачу
Время переключения tn = 1 с. Путь, пройденный автомобилем за время переключения с четвертой передачи на пятую передачу
Координаты точки С: vc= 54, 2 км/час, jc= 0, 205 м/с2. Для разгона автомобиля на пятой передаче в интервале скоростей от 54, 2 до 56, 23 км/час время и путь разгона будут (таблица 16):
Для остальных интервалов скоростей значения искомых параметров сводим в таблицу (таблица 21). Время разгона на пятой передаче t5 =
Таблица 21 – Время и путь разгона на пятой передаче в интервалах скоростей
Время разгона на пятой передаче t5 = Путь разгона на пятой передаче S5 = По результатам таблиц 18, 19, 20 и 21 строим графики зависимостей скорости автомобиля от времени и пути разгона (рисунок 5). У грузовых автомобилей время и путь разгона контролируется на скорости 60 км/час.
3.9 Топливная характеристика автомобиля Путевой расход топлива (л/100 км)определяется по формуле Qs= где geN- удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности; КИ- коэффициент, зависящий от степени использования мощности двигателя; KЕ- коэффициент, зависящий от
|