![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации по сравнению с ранее действовавшим законом выделяет наряду с исковым такой вид судопроизводства как производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, это основанный на исковом, но самостоятельный порядок рассмотрения дел, для которого характерны следующие признаки: 1. при рассмотрении дел применяются нормы публичного права; 2. одним из лиц, участвующих в деле, выступает административный орган или должностное лицо, поэтому стороны представлены субъектами, которые находятся в отношениях не равноправия, а власти и подчинения; 3. средством обращения за судебной защитой служит заявление; 4. целью судебного разбирательства является судебный контроль за законностью и обоснованностью административных актов и действиями (бездействием) должностных лиц. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства. Вместе с тем в федеральных законах предусмотрен ряд особенностей, которые содержатся: 1. в гл. 22—26 АПК РФ (раздел III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений»). В соответствии с ч. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2. в разделе I АПК РФ «Общие положения». Например, согласно абз. 2 ч. 3 ст. 17 АПК РФ не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений; 3. в иных федеральных законах (в частности, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях). Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к его компетенции. Например, на основании ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать нормативный акт налогового органа в арбитражном суде. При рассмотрении дела арбитражный суд устанавливает соответствие нормативного правового акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу; не связан доводами, содержащимися в заявлении, проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Отказ заявителя от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению дела по существу. Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца. По общему правилу лицо в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и законных интересов, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными. При рассмотрении дел данной категории суд: 1. осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту; 2. устанавливает наличие полномочии у органа или лица, который принял оспариваемый акт или совершил оспариваемое действие; 3. устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение или действия (бездействие) права и законные интересы заявителя. В случае непредставления органом или лицом, который приняли оспариваемый акт, решение или совершил оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе. Арбитражные суды рассматривают отнесенные к их подведомственности дела о привлечении к административной ответственности. Дела этой категории рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ «Рассмотрение дел об административных правонарушениях» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Содержащиеся в гл. 25 АПК РФ специальные правила, подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности. Заявление о привлечении к административной ответственности подается органами и должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства правонарушителя. Арбитражный суд рассматривает дело о привлечении к административной ответственности единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления в арбитражный суд. Указанный срок включает время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по существу. По ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела суд может продлить срок рассмотрения дела. Решения административных органов о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности могут быть оспорены этими лицами. Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются единолично в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом. При рассмотрении дела суд: 1. проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения; 2. устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение; 3. устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения лица к административной ответственности, соблюден ли порядок привлечения к ответственности; 4. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об оспаривании решения административного органа. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Указанные дела рассматриваются единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
|