Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из доклада Ф. фон-Ландезена на Нижегородском 1896 года Пожарном Съезде






Что в настоящее время представляет из себя провинциальный брандмейстер? Это, обыкновенно, нижний воинский чин, в лучшем случае служивший ранее в столичных пожарных командах, облаченный по капризу судьбы или, вернее, заправил городского управления в брандмейстерский мундир. Находясь в полной зависимости, с одной стороны, от городского управления, платящего ему содержание, а с другой – от местного полицейского начальства, такой «брандмейстер», конечно, не может проявить особой деятельности и распорядительности на пожаре. Наконец, авторитетом среди своих подчиненных он пользоваться не может, так как вышел из их же среды и не отличается ничем от последних, кроме разве мундира с погонами. Между тем в случае неудачного тушения пожара, все громы обыкновенно обрушиваются на местного брандмейстера, который даже при полном желании ничего не может сделать вследствие малочисленности наших городских команд, неудовлетворительного их состава и т. п. В целях поднятия уровня русского пожарного дела желательно, конечно, поднятие уровня образования и степени подготовки руководителей этого дела – брандмейстеров. В этих видах среди интеллигентных пожарных деятелей уже давно возникла мысль о необходимости учреждения школы брандмейстеров для подготовки по возможности образованных и знакомых с теорией и практикой пожарного дела лиц.

Правда, что почтенный русский пожарный деятель (*князь А.Д. Львов) организовал при своей стрельнинской команде небольшой отдел для подготовки пожарных инструкторов, причем уже много команд имеют в своем составе этих инструкторов, но, конечно, частное, хотя бы и плодотворное начинание, является лишь первым опытом на пути действительной подготовки пожарных руководителей или брандмейстеров. Поэтому было бы желательно учредить при Главном Совете Соединенного Пожарного Общества школу брандмейстеров. Прения: Г. Ландэзенъ: Мне кажется, что школа для брандмейстеров у нас безусловно необходима. Было бы желательно, чтобы это дело осуществил Главный Совет нашего Общества. Его очень легко осуществить при содействии почтенного представителя нашего, князя Львова. У него в Стрельне существует чудная пожарная команда, и вот для устройства школы брандмейстеров я предложил бы просить князя предоставить это помещение. Кн. Львов: Меня вовсе не надо просить, чтобы я предоставил помещение моей пожарной команды для школы брандмейстеров, так как я сам намерен был это сделать. Кроме того, есть один добрый фабрикант, который обещает дать для этой школы нужный инвентарь. Г. Струков: Позвольте, Ваше Сиятельство, благодарить Вас от лица собрания за предоставленное Вами для школы помещение, а также просить Вас, как председателя нашего, выразить от лица Съезда нашего благодарность этому фабриканту, который предоставит для нашей школы нужный инвентарь. (Аплодисменты) Резолюция: просит Главный Совет Соединенного Российского Пожарного Общества по возможности ускорить устройство школы для брандмейстеров [51].

На съезде русских пожарных в Нижнем Новгороде еще в 1896 г. было признано необходимым основать специальное учебное заведение для подготовки «руководителей огнетушения и организаторов противопожарных мер». Особенно горячо ратовал за это председатель Совета Императорского Российского пожарного общества князь А. Д. Львов.

По почину нижегородского генерал-губернатора Баранова было собрано несколько тысяч рублей на открытие школы брандмейстеров, и деньги вручили Совету пожарного общества с поручением осуществить это намерение.

Прошло еще десять лет. В апреле 1905 г. и марте 1906 г. вышли постановления Петербургской городской Думы об учреждении Курсов пожарных техников (на основании утвержденного Министерством внутренних дел устава).

Избранный Думой попечительный совет Курсов с весны 1906 г. приступил к их организации. Заведующим Курсами был назначен морской офицер Павел Казимирович Яворовский, потомственный дворянин из Полтавы. После окончания механического отделения Петербургского политехнического института он отбывал всесословную военную повинность на военных кораблях Балтийского флота в корпусе инженер-механиков. Боевое крещение принимал в знаменитом Цусимском сражении, где и был пленен. В плену Яворовский пробыл четыре месяца.

После окончания русско-японской войны Павел Казимирович, как и многие его соотечественники, получил возможность вернуться на Родину, в Петербург. Здесь его определили для прохождения дальнейшей службы в Военно-морское ведомство, в особый комитет по морскому страхованию от военно-морского флота. Здесь-то волей судьбы Павел Казимирович вплотную соприкоснулся с пожарным делом, которое и определило всю его дальнейшую судьбу. Самое сильное впечатление, которое он вынес еще с войны, на него оказали пожары на кораблях. Павел Казимирович всерьез заинтересовался проблемой эффективной борьбы с губительными для судов пожарами.

Современники высоко ценили инженерную подготовку, жизненный опыт и выдающиеся организаторские способности П. К. Яворовского. Отмечали его увлеченность и пожарным делом, которому он отдавал «всю свою энергию, сердце, душу и высшие специальные знания».Торжественное открытие нового учебного заведения состоялось 5 октября 1906 г. Курсы разместились в обширном здании, главный фасад которого выходил на Обводный канал, а боковые – на Лиговскую и Воронежскую улицы. На первом этаже находились трубная, конюшни, кучерские, сигнальная и дежурная комнаты, лазарет, канцелярия и некоторые другие служебные помещения. Второй этаж занимала специально сформированная Образцовая пожарная команда; с нею курсанты должны были практически обучаться пожарному делу и выезжать на пожары. Наконец, на третьем этаже были собственно Курсы: актовый зал (он же служил библиотекой и музеем пожарных принадлежностей), два класса, химическая лаборатория, столовая, ванная и спальни. Капитальную перестройку здания, предназначавшегося ранее для Ямского пожарного резерва, осуществил архитектор В. Соколов.

Обучение на Курсах было рассчитано на два года. В течение этого времени курсантами изучалось более двадцати предметов, в том числе: архитектура и строительное искусство, пожарная механика, электротехника, математика, иппология (учение о лошади), беседы по пожарным вопросам (преподавал сам П. К. Яворовский), пожарная тактика (брандмейстер пожарной части Н. Требезов), сельское огнестойкое строительство (брандмейстер пожарной части В. Максимов), практические занятия по пожарному делу (брандмейстер пожарной части И. Зеберг), пожарное законоведение и др.

Вначале перед Курсами ставилась одна цель: подготовка брандмейстеров для столичной пожарной команды. Но Яворовскому удалось впоследствии добиться расширения программы.

Нужны были брандмейстеры в провинцию, а также инструкторы противопожарных мер в ведомства, на фабрики, заводы, железные дороги и
т. д. П. К. Яворовский со знанием дела организовал учебный процесс, максимально насытив его разнообразными занятиями, которые начинались в восемь часов и заканчивались к пяти вечера. Вечерние часы посвящались чертежным работам и подготовке к лекциям. В теплое время года курсанты тренировались во дворе на макетах сельского огнестойкого строительства. На станках «Роно» и «Лиллипут» они готовили различные строительные материалы и испытывали их на огнестойкость. Для расширения технического кругозора и ознакомления на месте с условиями правильной организации пожарной охраны разных технических производств слушатели Курсов принимали участие в ежегодных осмотрах ряда фабрик, заводов, электро- и водопроводных станций и т. д., после чего ими составлялись описания таких осмотров. В 1909 г. была совершена поездка в Новгород для ознакомления со школой огнестойкого строительства. Кроме того, в целях общего развития и пополнения специальных знаний слушатели Курсов при первой возможности в течение всего учебного времени привлекались к посещению различных технических выставок, сообщений и докладов, имеющих отношение к пожарному вопросу, к осмотрам различных технических музеев, Общества спасания на водах, охранения народного здравия, Зоологического музея Академии наук и пр.

Кроме посещения сообщений и докладов в технических обществах по пожарным вопросам, таких как Императорское Русское техническое общество и Общество архитекторов, а также и других учреждений, слушатели Курсов постоянно присутствовали также на докладах, устраиваемых на Курсах состоящим при них Техническим советом и на сообщениях в Совете Императорского Российского пожарного общества.

Каждый курсант из рук П. К. Яворовского получал подготовленную им печатную инструкцию, которая начиналась такими словами: «Сущность службы брандмейстера, к занятию каковой должности готовится каждый из слушателей Курсов, весьма схожа с сущностью службы офицера-воспитателя и офицера в бою и, если есть разница в основных положениях, так лишь та, что пожарная команда должна быть всегда готова к бою, чего не бывает ни для какой войсковой части.

Это последнее обстоятельство, как и все остальные, ставит для каждого, выразившего желание стать в ряды бойцов с огненной стихией, следующие основные требования: 1) надо уметь учить других, а для этого надо знать самому и по возможности уметь все делать лично; 2) надо уметь начальствовать, а для этого надо научиться подчиняться, при этом надо помнить, что правильно понятая дисциплина тяготит не как ярмо, а как щит».

Дважды в неделю по вечерам курсантами проводились для служителей Образцовой пожарной команды литературные чтения, сопровождавшиеся световыми картинами. Читались произведения Гоголя, Л. Толстого, Короленко, Горького, Андреева… Кроме того, показывались световые картины на темы: «Русская старина», «Запорожская жизнь», «Отечественная война 1812 г.» и др. Все курсанты посменно входили в боевые расчеты Образцовой команды и с нею выезжали на пожары, работая на них наравне с постоянным составом.

После первого года обучения курсанты проходили стажировку в провинциальных пожарных командах. А выпускников зачисляли на несколько недель в различные пожарные части Петербурга для приобретения необходимого опыта. Затем их направляли на должности брандмейстеров городских пожарных команд, пожарных команд на заводах и фабриках, железных дорогах, в военных портах и т. п.

В 1911 г. в столичной газете «Страховое дело» репортер, скрывавшийся за инициалами М. Ф., писал: «Курсы пожарных техников... сравнительно в недолгий промежуток времени... завоевали себе прочные симпатии со стороны пожарных и страховых деятелей. Деятельность их заслуживает тем более сочувствия, что городское управление, выпуская с солидной подготовкой инструкторов и брандмейстеров, не пользуется их услугами, они направляются в провинцию, где и оказывают неоценимые услуги пожарному делу. В провинции, даже в больших, городах, должности брандмейстеров и брандмайоров занимают очень часто люди малоинтеллигентные, без всякой научной подготовки, поэтому каждый выпуск пожарных техников приходится встречать с приветствием».

Вот некоторые оценки деятельности Курсов и заведующего ими со стороны общественных организаций.

Так, например, по докладам о деятельности Курсов на V пожарном съезде в г. Риге вынесена следующая резолюция:

а) выразить Петербургскому городскому общественному управлению признательность съезда за учреждение в Петербурге пожарных курсов;

б) обратиться к другим более крупным городам Империи с предложением об учреждении подобного рода Курсов;

в) благодарить П. К. Яворовского за прекрасное ведение им Курсов пожарных техников.

На первом Всероссийском съезде деятелей и специалистов по городскому благоустройству в Одессе в 1910 г. по докладу о Курсах занесено в журнал съезда следующее:

«В кратких прениях выяснилось, что Курсы поставлены образцово... Ораторы отнеслись весьма сочувственно к делу распространения специального пожарного образования...».

VI Международный пожарный конгресс, состоявшийся в Петербурге в 1912 г., заслушал большой и весьма содержательный доклад Яворовского о пожарно-техническом образовании и принял следующие положения доклада о деятельности Курсов.

1. Принять Курсы пожарных техников государственно необходимым учебным заведением и уполномочить Совет Императорского Российского пожарного общества от имени конгресса безотлагательно обратиться к Петербургской городской Думе и правительству с ходатайством об упрочении их общего и финансового положения, а также об исходатайствовании прав для оканчивающих лиц, согласно возбужденного уже вопроса об этом.

2. Просить города, земства, страховые и другие учреждения, имеющие отношения к пожарно-страховому делу, об оказании Курсам материального содействия.

Это было вызвано тем, что, несмотря на расширение деятельности Курсов, средства, отпускаемые государством на содержание всего учебного заведения и Образцовой пожарной команды при нем, продолжали оставаться весьма скромными – 37 тыс. рублей в год (в такую же сумму обходилось содержание рядовой пожарной части). На этом конгрессе, как известно, был председатель Британского комитета предупреждения пожаров Эдвин Сакс, и его отзыв помещен в отчете Общества о Курсах пожарных техников: «Самым интересным и наиболее поучительным в области пожарного дела в России без всякого сомнения является существующая в Петербурге школа пожарных техников, имеющая целью подготовлять брандмейстеров со столь солидными техническими познаниями, чтобы они соответствовали обязанностям организатора и начальника пожарной охраны в городах, селах, фабриках и проч. и позволяли выступать в качестве инструкторов больших профессиональных пожарных команд.

Идея, лежащая в основе этой школы, превосходна, и ее влияние было бы весьма значительным, если бы она была как следует использована.

В настоящее время школа эта, при целесообразном осуществлении основных принципов, находится под прекрасным руководством талантливого директора ее г. Яворовского, стоящего в широком смысле слова на высоте своего призвания, что особенно важно при том условии, что в России еще мало таких пожарных деятелей, которые с полным соответствием могли бы занять должности начальников пожарных команд, даже обладая к тому данными от природы, так как они лишены возможности изучить основы противопожарной техники и осуществить их в своих организациях».

Свой отзыв Эдвин Сакс завершает так: «...чем скорее школа эта была бы сделана правительственным учебным заведением, что решительно находится в интересах всего государства, тем успешнее она могла бы служить интересам русского пожарного дела...

Возможность такой перемены должна считаться весьма близкой и была бы крайне желательна для процветания этой прекрасной идеи, которая возникла в России на пользу пожарному делу и должна обратить на себя и в других странах внимание всех, кому дорога правильная постановка борьбы с огнем».

Попечительный совет Курсов и сам заведующий этих Курсов постоянно интересовались служебной деятельностью бывших своих воспитанников. По их просьбе различные губернские и городские власти присылали отзывы об этом, которые после публиковались в ежегодных отчетах Курсов. Вот два таких отзыва:

«От Вольской городской Управы. 27 марта 1914 г.

...Городская управа сообщает попечительному совету, что пожарный техник Константин Орлов к своим обязанностям начальника городской пожарной команды относится весьма добросовестно, во время пожарных случаев выказывает энергичное, умелое руководство командой. Обучение команды делу борьбы с огнем ведется им успешно. Технические улучшения пожарного обоза, введенные по инициативе г. Орлова, дают благоприятные результаты».

«От Владивостокского вольно-пожарного общества от 3 июля 1914 г.

...настоящим правление общества имеет честь сообщить, что... начальник дружины вольно-пожарного общества К. А. Имрот за время состояния его в таковой должности показал себя как отличный знаток своего дела, так и исполнитель его, причем, несмотря на такое короткое время занимаемой им должности, разные улучшения и проведения в жизнь новейших противопожарных усовершенствований значительно заметны, подняты до предела возможного, словом, правление о нем может сказать, что он один из самоотверженных, энергичных и способных деятелей на пожарном поприще» [62].

Эти строки – убедительная иллюстрация того, насколько высоким благодаря стараниям П. К. Яворовского было качество профессиональной подготовки на Курсах.

Павел Казимирович не ограничивал свою деятельность только Курсами. Он активно вел работу в Совете Императорского Российского пожарного общества, был избран главным начальником пожарных команд крупнейшего Пригородного пожарного общества. Его перу принадлежат проблемные статьи и фундаментальные исследования состояния пожарного дела в ряде губерний России, которые публикуются в журнале «Пожарное дело», издаются отдельными брошюрами.

Так, в своем труде «Пожарная охрана городов Поволжья», изданном в 1910 г., он делится своими впечатлениями, вынесенными им из осмотра пожарной организации приволжских городов: Рыбинска, Ярославля, Костромы, Кинешмы, Н. Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Царицына, Сарепты, Астрахани и Сызрани. Описания пожарных частей и в целом всей организации противопожарной охраны «богатейшего района, житницы России» яркие и точные. От зоркого взгляда автора не ускользнула ни одна мелочь – ни дефекты, ни достоинства. Хорошим, спокойным языком, не лишенным острого юмора, не саркастического, но горького, соболезнующего, на страницах небольшой книжки шаг за шагом излагаются с удивительными подробностями все детали постановки противопожарного дела. Вот как оценил этот труд специалист пожарного дела Е. Майер: «Редко приходилось читать так хорошо изложенное описание команд».

Перу П. К. Яворовского принадлежат книги «Роль земств в деле уменьшения сельской пожарности», «О необходимости установления единообразного способа собирания статистических сведений о пожарах», многочисленные учебные пособия, инструкции, описания новинок пожарной техники и т. д.

19 июля 1914 г. Германия объявила России войну. Мало-помалу весь государственный механизм был перестроен на военный лад. Курсы приняли посильное участие в деятельности организаций, оказывающих помощь больным и раненым воинам. Все курсанты входили в состав отряда для выгрузки раненых из военно-санитарных поездов Российского пожарного общества и доставки их в лазареты. Во главе с брандмейстером И. Зебергом курсанты встречали поезда, прибывавшие в Петроград. Кроме того, они участвовали в различных сборах на нужды войны.

В 1914-1917 гг. некоторые курсанты, будучи офицерами запаса, отбыли на фронт, иные пошли добровольцами. Многие были отмечены боевыми наградами. Часть из призванных на военную службу курсантов вошли в состав пожарных команд, охраняющих крепости. Военное ведомство с одобрением отзывалось об их деятельности.

В начале 1916 г., когда в самом разгаре была Первая мировая война, Яворовский занял дополнительную должность инспектора противопожарных мер морской строительной части. Одновременно его пригласили преподавать технику пожарного дела в политехнический институт им. Петра Великого.

Между тем приближалась знаменательная дата – десять лет с момента учреждения Курсов. Несмотря на тяготы военного времени, пожарные деятели России решили достойно отметить этот юбилей. В торжествах приняла участие Великая княгиня Мария Павловна – августейшая покровительница Российского пожарного общества, о чем подробно написано ранее.

П. К. Яворовский предложил вниманию присутствующих на торжестве краткий отчет о деятельности Курсов за истекшее десятилетие. Далее были зачитаны приветственные адреса от Российского союза обществ взаимного от огня страхования, Петроградской городской пожарной команды, Совета Российского пожарного общества. В последнем, например, говорилось: «Императорское Российское пожарное общество считает своей нравственной обязанностью принять участие в чествовании десятилетней деятельности Курсов пожарных техников...

Несомненно, что трудами попечительного Совета, заведующего, преподавателей и администрации Курсов и усилиями их питомцев научные знания по пожарному делу широкой волной будут направляться на пользу горящих городов и селений дорогой Родины.

Пусть же и впредь Курсы пожарных техников будут рассадком знаний и источником света в столь важном для России противопожарном вопросе».

Поступило также около 130 приветственных телеграмм и писем от различных учреждений и лиц; некоторые из них были оглашены. П. Яворовскому преподнесли роскошный письменный прибор из оникса с надписью: «Неустанному работнику на пожарной ниве Павлу Казимировичу от глубокоуважающих лекторов и бывших учеников Курсов пожарных техников и соратников по пожарному делу. 5. X. 1916 г.» [62].

В декабре 1916 г., когда пожары на фабриках и заводах, работающих на оборону, стали принимать эпидемический характер, проектировалось создание противопожарной инспекции при отделе страхования и противопожарных мер. Однако этот вопрос остался неразрешенным, была лишь организована при Морском министерстве комиссия под председательством П. К. Яворовского для объединения противопожарной деятельности разных ведомств.

Руководство, переменный состав Курсов были преисполнены желания и сил и дальше трудиться для удовлетворения насущных нужд отечественного противопожарного дела. Яворовский и его помощники рассчитывали (при поддержке правительства) в ближайшем будущем преобразовать Курсы в институт. Но... вскоре грянул 1917-й. Среди потрясений этого года государству стало не до Курсов.

Их деятельность, так интересно и обнадеживающе начавшаяся, постепенно сворачивалась, чтобы открыть вскоре новую страницу в истории подготовки специалистов пожарного дела.

В апреле 1918 г. в декрете «Об организации государственных мер борьбы с огнем» по настоянию П. К. Яворовского и Ф. Э. Ландезена, вошедших в группу пожарных специалистов, разрабатывающих проект этого документа, было записано, что одной из главных обязанностей учрежденного Пожарного совета является «рассмотрение предположений, касающихся подготовки специалистов пожарного дела...».

Вскоре заведующий Курсами пожарных техников, работа которых была возобновлена незамедлительно, представил на рассмотрение Пожарного совета стройную систему подготовки кадров для пожарной охраны. Она включала краткосрочные трехмесячные курсы инструкторов; средние учебные заведения (Пожарный техникум, Пожарно-техническое училище, Пожарная школа); высшие учебные заведения (Пожарно-технический институт, пожарно-технический факультет при вузе). Пожарный совет утвердил предложенную известным деятелем пожарно-технического образования П. К. Яворовским программу «открытия пожарно-технических училищ, школ и курсов, учебные планы занятий в них».

В июле 1918 г. учебная секция Пожарного совета уже обсуждала проект устава и учебный план Пожарно-технического института, в котором впервые в нашей стране да еще и в столь тяжелое для нее время решено было готовить пожарных инженеров.

В октябре 1919 г. институт был открыт. Разместился он в здании, где уже работали Пожарно-техническое училище (так стали называться бывшие Курсы пожарных техников) и Учебная пожарная команда.

Ректором института был назначен П. К. Яворовский. После приема студентов, подбора преподавателей и проведения других организационных работ в январе 1920 г. начались занятия.

Учебный план института, рассчитанный на трехгодичный срок обучения, содержал дисциплины общетехнические, специальные (инженерные) и основы страхового дела.

Ректору института П. К. Яворовскому удалось собрать вокруг себя высококвалифицированных специалистов – преподавателей. Так, профессор Петроградского института инженеров путей сообщения А. А. Сурин вел в Пожарно-техническом институте дисциплины «Гидравлика» и «Противопожарное водоснабжение». Разработанные им и выполненные студентами Пожарно-технического института практические упражнения по курсу гидравлики вошли затем в задачник «Применение гидравлики к решению пожарных задач» [53].

Авторами учебных пособий для студентов стали преподаватель электротехники доцент Г. Н. Макаревский, преподаватели специальных дисциплин института В. Ф. Смирнов, В. А. Эллисон, И. К. Зеберг.

Но в августе 1920 г. на сорок седьмом году П. К. Яворовский ушел из жизни, и через два года из-за финансовых затруднений были закрыты оба его детища – Пожарно-технический институт и Пожарно-техническое училище.

Но все же через года единомышленникам П. К. Яворовского удастся оживить его стройную систему подготовки специалистов пожарного дела, которая и будет служить процветанию пожарно-технического просвещения.

Параллельно с организационными мерами укрепления пожарной службы Советским правительством уделялось внимание и вопросам подготовки профессиональных кадров. В связи с острой нехваткой кадров принято решение об организации подготовки по ускоренной программе. 26 декабря 1919 г. Народный комиссариат просвещения утвердил «Положение о краткосрочных курсах». В частности, такие курсы были открыты на базе пожарно-технического института, первый выпуск которых в 1920 г. составил 43 чел. Постоянное совершенствование работы пожарной охраны требовало укомплектования ее квалифицированными специалистами, а также постоянного повышения их идейного, политического уровня и специальной подготовки. В этот период в пожарной охране НКВД ощущалась большая нужда в среднем командном составе (начальники команд, помощники, инспектора и инструкторы профилактики). Поэтому с 1923 по 1925 г. во многих городах страны были организованы различные пожарно-технические курсы. Необходимо отметить, что на всех курсах обучение сочеталось с практической работой курсантов. Они несли службу в боевых расчетах и выполняли обязанности инструкторов профилактики. Поскольку курсы комплектовались пожарными работниками, не имеющими необходимого образовательного ценза, программа предусматривала также прохождение минимума общеобразовательных дисциплин.

В условиях восстановления и роста народного хозяйства краткосрочные пожарно-технические курсы не могли решить задачи подготовки высококвалифицированных специалистов. Петроградский пожарно-технический институт, начавший успешно свою работу в январе 1919 г., в 1921 г. был упразднен, ввиду отсутствия необходимых средств на его содержание в условиях тяжелого экономического положения в стране, так и не сделав ни одного выпуска инженерных кадров для пожарной охраны НКВД. Но это не означало, что с этого времени его работа была полностью свернута. Студенты этого втуза были переведены для завершения учебы в специально созданном при Политехническом институте факультете инженеров противопожарной техники и безопасности, который сделал последний выпуск пожарных инженеров для пожарной охраны ВСНХ в 1923 г., после чего также был упразднен.

При поддержке Госстраха и других заинтересованных организаций 1 декабря 1924 г. в Ленинграде был открыт пожарный техникум с трехгодичным сроком обучения. В техникум принимали людей, имеющих законченное общее среднее образование и стаж службы в пожарных командах. Заведующим техникумом был назначен начальник УПО, горный инженер B. C. Бекташев. К преподаванию в техникуме были привлечены такие крупные специалисты, как профессора Б. Г. Тидеман, И. И. Виллим и
Н. П. Требезов, доценты М. В. Позднеев, Макаревский и Сциборский, инженер М. Н. Вассерман и др. Тщательный подбор студентов и преподавателей обусловил добрую славу, которую завоевали в пожарных организациях страны выпускники Ленинградского пожарного техникума.

К концу 1927 г. была создана последовательная подготовка пожарных специалистов, которая предусматривала: подготовку пожарных техников в открывающихся техникумах; повышение квалификации пожарных работников городского, уездного и окружного масштаба и ведомственных предприятий на губернских и областных пожарно-технических курсах; повышение квалификации начальников сельских добровольных пожарных дружин, сельских и волостных пожарных старост.

Наметившиеся к концу 1920-х гг. научно-технические достижения в различных областях народного хозяйства диктуют необходимость внедрения их и в пожарное дело. В 1930 г. было создано Всесоюзное научное пожарно-техническое общество с отделениями в республиках, краях и областях, призванное объединить широкие массы пожарных работников, научных кадров, студенчества. В задачи общества, которое имело четыре направления – техническое, эксплуатационное, стандартизации и химического тушения – входило рассмотрение вопросов, связанных с ускорением темпов внедрения научно-технических достижений в пожарное дело.

В РСФСР требовалось создать такой научно-исследовательский центр, который был бы способен решать поставленные задачи в этой области пожарного дела.

Малый Совнарком РСФСР в марте 1930 г. признал целесообразным учреждение Научного пожарно-технического комитета (НПТК). Руководство его деятельностью возлагалось на НКВД.

Техническое обновление предприятий, пуск новой пожарной техники, выведение «Единых норм строительного проектирования» потребовали повышения специальных знаний. С этой целью расширяется сеть учебных заведений. В июле 1931 г. в Ленинграде открывается отделение при заочном пожарном техникуме, а в конце года открылись пожарные техникумы в Москве и Свердловске. Вскоре эти учебные заведения были закрыты,
а подготовка кадров была сосредоточено в Ленинградском пожарном техникуме. Подготовку кадров для пожарной охраны ОГПУ осуществляла вновь открытая школа ВПО ОГПУ № I им. Куйбышева с двух годичным сроком обучения, которая выпускала военных техников [20]. Большое влияние на дальнейшее строительство пожарной охраны оказало открытие в сентябре 1933 г. в составе. Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства отделения (очной и вечерней формы обучения) по подготовке инженеров противопожарной техники и безопасности. Ранее, в декабре 1931 г. была создана Центральная пожарная испытательная лаборатория, приступившая к изучению и изысканию новых средств и способов борьбы с пожарами. В целях расширения объемов научных исследований НПТК преобразован в Центральную научно-исследовательскую пожарную лабораторию (1934 г.), а 5 июля 1937 г. на ее базе был создан научно-исследовательский институт ЦНИИПО. В гражданских вузах ввели обязательную дисциплину «Пожарная безопасность». В структуре НКВД было открыто 20 школ по подготовке и переподготовке высшего, старшего и среднего начсостава, 46 – готовили младших командиров. Для рядового состава была организована первоначальная подготовка по месту службы.
В Ленинграде на базе отделения института инженеров коммунального строительства в 1936 г. образован факультет инженеров противопожарной обороны, который был передан в ведение ГУПО НКВД СССР. Для подготовки кадров военизированной пожарной охраны ОГПУ в Стрельно, под Ленинградом, создается школа ВПО № 1 им. Куйбышева, которая в 1934 г. перейдет в ведение НКВД СССР, а в июле 1941 г. соединится с пожарным техникумом и объединенное учебное заведение получит наименование Ленинградская школа ВПО № 2 НКВД СССР (в 1946-1986 пожарно-техническое училище МВД СССР). В связи с войной факультет ЛИИКС вынужден был временно прекратить свою работу, и последний выпуск инженеров был произведен в 1946 г. в Баку. В предвоенные годы развернулась работа и по подготовке кадров для ведомственной пожарной охраны. В 1935 г. были открыты отделения для подготовки и переподготовки пожарных специалистов для армии и флота. В системе Наркомата угольной промышленности в 1936 г. был создан в Ростове-на-Дону пожарный техникум по подготовке пожарных техников для предприятий угольной промышленности (отделение пожарных техников при Ростовском электромеханическом техникуме для нужд профессиональной пожарной охраны было вновь организовано позднее). Открылись пожарно-технические школы при Наркомате путей сообщения и других ведомствах.

Таким образом, в предвоенный период в нашей стране была создана сеть учебных заведений по подготовке специалистов пожарного дела, которая продолжала расти и развиваться. Во время Великой Отечественной войны нормальная работа учебных заведений была прервана, часть учебных заведений прекратила подготовку, а оставшиеся перешли на ускоренный выпуск. С окончанием войны, восстановлением и развитием народного хозяйства подготовка кадров пожарных специалистов стала одной из первоочередных задач в пожарной охране. На базе пожарных техникумов и школ были созданы пожарно-технические училища для подготовки техников пожарного дела. Возобновила свою работу сеть курсов усовершенствования начальствующего состава. Открылся ряд областных и межобластных школ младшего командного состава. Для подготовки и переподготовки руководящего состава в 1948 г. были открыты Высшие пожарно-технические курсы, где основной преподавательский состав состоял из преподавателей факультета инженеров противопожарной обороны. Выпускники этих курсов под руководством опытных преподавателей получали хорошую теоретическую и практическую подготовку. Особенно острая необходимость возникла в подготовке районных пожарных инспекторов и работников инспекций – важного звена для пожарной охраны в сельской местности.

Определенную роль в этом отношении сыграли краткосрочные курсы районных пожарных инспекторов в областях, краях и республиках. В областях, краях и республиках началась подготовка и начальствующего состава для сельских ДПД. В 1957 г. был открыт факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР. Так была создана система подготовки специалистов пожарного дела.
В 1960 г. состоялся первый выпуск инженеров противопожарной техники и безопасности, и с тех пор каждый год Высшая школа выпускает для пожарной охраны хорошо подготовленных для практической работы инженеров. За каждые два года для пожарной охраны факультет выпускал инженеров больше, чем за все время своего существования (1933-1946 гг.) бывший факультет инженеров противопожарной обороны. Подготовка кадров пожарной охраны была направлена на воспитание личного состава в духе высокой коммунистической сознательности, советского патриотизма, пролетарского интернационализма и дружбы народов, беспредельной преданности партии и советскому народу. Эти качества вырабатывались в повседневном труде на благо общества, в активном участии в общественной жизни, упорной учебе, в ходе той огромной идеологической работы, которую вела КПСС. В ходе учебы личный состав пожарной охраны подготавливался к умелым и самоотверженным действиям по тушению пожаров, качественному проведению работы по предупреждению пожаров на объектах народного хозяйства, бдительному несению службы и строжайшему соблюдению дисциплины. Для начальствующего состава пожарной охраны немаловажное значение имело привитие необходимых организационных и командных навыков, приобретение навыков работы в коллективе общественностью на фабриках и заводах, в общественных организациях и среди населения. Эти навыки приобретались в процессе учебы в пожарно-технических учебных заведениях, при курсовой подготовке и переподготовке, в процессе различных форм служебной подготовки повседневной практической работе.

Основными формами подготовки кадров в пожарной охране являлись:

– начальная подготовка вновь поступающих пожарных в пожарных частях;

– последующая подготовка пожарных в дежурных караулах пожарных частей;

– подготовка младшего начальствующего состава (командиров отделений и младших инспекторов по профилактике) в учебных заведениях;

– подготовка среднего начальствующего состава (начальников караулов и инспекторов по профилактике) в пожарно-технических училищах;

– подготовка начальствующего состава на факультете инженеров противопожарной техники и безопасности Высшей школы;

– служебная командирская подготовка начальствующего состава, проводимая по месту работы на специальных сборах.

Кроме того, немало важное место занимала: подготовка начальствующего состава ведомственной пожарной охраны; подготовка начальников добровольных пожарных дружин на сборах и курсах; подготовка населения к предупреждению пожаров и борьбе с ними. Принятое в 1966 г. решение о сосредоточении пожарных частей и команд в системе пожарной охраны МООП СССР и о создании на этой базе единой пожарной охраны, поставило перед пожарной охраной новые ответственные задачи. Необходимо было в короткий срок обеспечить подготовку влившегося в пожарную охрану личного состава, так как от этого в значительной мере зависело качество охраны населенных мест и промышленных объектов [16].

Начальная подготовка рядового пожарного производилась непосредственно в пожарных частях и продолжалась 12-15 дней. Она давала элементарную подготовку вновь поступившим пожарным для того, чтобы их можно было включить в состав боевых расчетов. Качество этой подготовки непосредственно зависело от ее организации начальствующим составом пожарных частей. В период начальной подготовки вновь поступившие изучали организацию службы в пожарных частях, основы пожарной профилактики, пожарно-техническое вооружение, проходили пожарно-строевую и пожарно-тактическую подготовку. Последующая более глубокая подготовка пожарных в караулах имела цель:

– непрерывно пополнять знания и их практические навыки по предупреждению и тушению пожаров, по несению службы и эксплуатации пожарной техники;

– тренировать в правильной, четкой и слаженной работе отделений и караулов с пожарно-техническим вооружением для обеспечения успешных действий по тушению пожаров в любых условиях;

– воспитывать бдительность, дисциплинированность, смелость и инициативу; совершенствовать методические знания и навыки начальствующего состава по руководству подразделениями на пожарах и при проведении учебных занятий.

В процессе этой подготовки, планируемой из расчета 392 учебных часа в год, проводились политические занятия на дальнейшее более углубленное изучение организации пожарной охраны, пожарной профилактики, пожарно-технического вооружения, осуществляли пожарно-строевую, пожарно-тактическую и физическую подготовку личного состава.

Для лучшего усвоения изучаемого материала применялась учебная литература и различные наглядные пособия. В этих же целях в пожарных частях имелись учебные классы, оборудованные макетами, приборами, плакатами и схемами. Для повышения физической натренированности личного состава и совершенствования приемов работы с пожарно-техническим вооружением при пожарных частях были оборудованы спортивные городки с учебными четырехэтажными башнями, 100-метровыми полосами с препятствиями, гимнастическими снарядами и др. Именно в этих городках занимались пожарно-прикладным спортом. Была введена спортивная классификация с присуждением звания мастера прикладного спорта и спортсменов первого, второго и третьего разрядов. В пожарных частях и гарнизонах ежегодно проводились соревнования по пожарно-прикладному спорту. Занятия с рядовым составом в пожарных частях носили преимущественно практический характер, они заключались в приведении в действие имеющегося в части пожарно-технического вооружения и использовании средств тушения пожаров. При этом занятия по пожарной тактике и пожарно-строевой подготовке проводились на различных объектах в районе выезда части и предусматривали боевое развертывание, подачу воды и других огнегасительных средств и т. д. Специальная подготовка проводилась с дежурными телефонистами и шоферами по детальному изучению района выезда части.

Подготовку младшего начальствующего состава пожарной охраны производили в областных, межобластных, краевых и республиканских учебных отрядах с девятимесячным сроком обучения [8].

Подготовка включала:

– воспитание политически грамотных, дисциплинированных, волевых командиров, имеющих организационные навыки в работе с личным составом;

– приобретение и совершенствование теоретических знаний и практических навыков в организации и проведении профилактической работы на объектах народного хозяйства, боевой и политической подготовке личного состава организация службы и тушения возникающих пожаров;

– приобретение и повышение знаний и навыков по обучению и воспитанию подчиненных;

– совершенствование знаний по содержанию и применению находящейся на вооружении пожарной охраны техники.

Подготовка в учебных отрядах включала в себя политическую подготовку и изучение таких дисциплин, как: организация службы и подготовки, пожарно-техническое вооружение, пожарно-строевая подготовка, пожарная тактика, пожарная профилактика, автомобильное дело. После окончания обучения в учебном отряде младшие командиры совершенствовали свои знания непосредственно в пожарных частях, где с ними проводились соответствующие занятия. Подготовка среднего начальствующего состава осуществлялась в пожарно-технических училищах со сроком обучения 2, 5 года. За время обучения курсанты получали хорошую политическую, общеобразовательную, общетехническую и специальную подготовку. В пожарно-технических училищах изучали общеобразовательные и общетехнические дисциплины по программам средних технических учебных заведений (техникумов). Министерства высшего и среднего специального образования СССР. В училищах изучали специальные дисциплины: пожарную тактику, организацию службы и подготовки, пожарную профилактику в строительном деле и на объектах народного хозяйства, общую электротехнику и пожарную профилактику в электроустановках, пожарное водоснабжение и прикладную пожарную гидравлику, организацию профилактической работы, основы термодинамики и теплопередачи, основы электроники, специальную химию, пожарно-техническое вооружение, автомобильное дело, пожарную связь, пожарно-строевую подготовку и некоторые другие дисциплины [11].

Пожарно-технические училища располагали необходимыми учебными кабинетами и лабораториями для более глубокого усвоения материала. Большое значение в училищах придавалось практическому обучению курсантов. В каждом училище имелась учебная пожарная команда, в которой дежурили курсанты. Здесь с ними проводились практические занятия, курсанты выезжали на пожары, возникающие в городе, где было размещено училище. И нередко курсанты попадали на пожары, где им приходилось серьезно проработать, испытать все тяжести боевой обстановки. После окончания училища многих его выпускников назначали на должности начальников караулов, и им самим приходилось проводить занятия с личным составом. В таком случае лучшим принципом обучения являлось: «Действуй, как я». И поэтому курсантов училища обучали в совершенстве владеть приемами работы с приборами пожарно-технического вооружения, они приобретали командные и организационно-методические навыки обучения личного состава пожарных частей по пожарно-строевой подготовке.
В учебных группах проводились соревнования на лучшее выполнение нормативов по пожарно-строевой подготовке, большая часть курсантов получала разряд по пожарно-прикладному спорту.

Кроме работы в пожарных частях, курсанты получали необходимые навыки по организации и проведению профилактической работы на объектах. С этой целью курсанты проводили пожарно-технические обследования на различных объектах народного хозяйства, учились выявлять нарушения противопожарных норм и противопожарного режима, намечать необходимые мероприятия для улучшения противопожарного состояния объектов и оформлять результаты обследований. Подготовка инженеров противопожарной техники и безопасности производилась на очном и заочном отделениях указанного выше факультета. В первом случае срок обучения составляет 4 года, во втором – 5 лет. То, что на факультет принимали лиц начальствующего состава после окончания ими пожарно-технических училищ и трех лет практической работы, обеспечивало их хорошую подготовку к будущей деятельности. На факультете слушатели получали общетеоретическую подготовку, такую, как в технических высших учебных заведениях строительного профиля. Они изучали марксизм-ленинизм, высшую математику теоретическую механику, начертательную геометрию, физику, химию, один из иностранных языков и другие дисциплины общетеоретического характера. Слушатели изучали дисциплины строительного и специального пожарного профиля. В области строительства слушатели изучали сопротивление материалов, строительные материалы, части зданий, инженерные конструкции – железобетонные, каменные, металлические и деревянные, а также проходили строительную практику. По специальному профилю: пожарную профилактику в строительном деле, пожарную профилактику в технологических процессах производства, основы термодинамики и теплопередачи, пожарную профилактику в электроустановках, организацию профилактической работы, пожарную тактику, организацию пожарной охраны, машины и аппараты тушения пожаров, противопожарное водоснабжение и прикладную пожарную гидравлику, пожарную связь и другие дисциплины. Таким был период становления пожарно-технического образования России.

В настоящее время Академия ГПС является головным пожарно-техническим образовательным учреждением России, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов
в области пожарной безопасности по программам начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. С 1999 г. в составе Академии функционируют Ивановский и Екатеринбургский филиалы. Подготовку специалистов пожарной безопасности в России наряду с Академией ГПС осуществляют Санкт-Петербургский институт пожарной безопасности МЧС России, Воронежское пожарно-техническое училище МЧС России, факультет подготовки специалистов для ГПС МЧС России Восточно-Сибирского института МВД России (г. Иркутск), Ростовский архитектурно-строительный университет, Воронежская, Волгоградская, Нижегородская и Самарская архитектурно-строительные академии, Московский государственный строительный университет.

Академия ГПС (совместно со своими филиалами) выпускает основную часть специалистов в области пожарной безопасности (56 % с высшим образованием и 76 % со среднем образованием). Ежегодно выпускниками Академии становятся более тысячи специалистов в области пожарной безопасности. Более 2 тыс. специалистов были подготовлены для пожарной охраны Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Йемена, Кубы, Монголии, Никарагуа, Чехии, Словакии и других стран, в том числе около 700 человек обучались на курсах повышения квалификации руководящих работников пожарной охраны, более 70 человек – в адъюнктуре и докторантуре. Постепенно восстанавливается система подготовки специалистов в области пожарной безопасности для Армении, Вьетнама, Латвии, Монголии, Югославии и других иностранных государств.

Академия поддерживает связи по проблемам обеспечения пожарной безопасности с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями России, Азербайджана, Англии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Канады, Кипра, Китая, Монголии, Польши, Румынии, Сербии, Словакии, США, Турции, Украины, Узбекистана, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Японии.

Имеется и постоянно совершенствуется учебно-методическая литература, создана база для эффективной учебной и научно-исследовательской работы. Академия имеет учебную пожарную часть, научно-техническую и художественную библиотеки, спортивный зал, учебные аудитории, лабораторную базу, компьютерные классы, узел электронной почты.

Курсанты 1-го и 2-го учебных годов факультета пожарной безопасности (на базе общего среднего образования) в период обучения находятся на казарменном положении на загородной учебной базе Академии, расположенной по адресу: Московская область, Пушкинский район, поселок «Нагорное», тел. (095) 584-1475). Каждому преподавателю Академии гарантировано право выбора методов преподавания в рамках учебных планов и программ. Обучение в Академии может проводиться по индивидуальным учебным планам. В Академии работают более 150 человек, имеющих ученые степени кандидатов и докторов наук. Из них 5 человек являются заслуженными деятелями науки Российской Федерации: М. Д. Безбородько,
Н. Н. Брушлинский, Ю. А. Кошмаров, А. К. Микеев, Ю. А. Поляков. Функционирует два диссертационных совета с правом присуждения ученых степеней кандидатов и докторов технических наук.

Научными сотрудниками и профессорско-преподавательским составом в соответствии с заявками Главного управления и управлений (отделов) ГПС субъектов Российской Федерации, других организаций, решениями ученого совета Академии и учебно-методических советов ее филиалов постоянно проводится научно-исследовательская работа по следующим направлениям:

1. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов высших и средних пожарно-технических образовательных учреждений.

2. Обеспечение пожарной безопасности и деятельности пожарной охраны, в том числе: повышение противопожарной устойчивости объектов; организационно-управленческие и кадровые проблемы ГПС; разработка и совершенствование автоматизированных систем и средств обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с планами научно-технической деятельности Академии также проводятся: подготовка докторских и кандидатских диссертаций докторантами, адъюнктами и соискателями; научные конференции, семинары, выставки, конкурсы, олимпиады; научно-исследовательская работа слушателей; мероприятия по внедрению и авторскому сопровождению результатов научных исследований.

Преподаватели и научные сотрудники Академии участвуют в разработке правил и нормативных требований пожарной безопасности, в исследованиях пожаровзрывоопасных свойств веществ и материалов, в разработке средств противопожарной защиты технологических установок и оборудования. Результаты научных исследований внедряются в учебный процесс при разработке учебно-методических материалов, обучающих программ, автоматизированных систем и автоматизированных рабочих мест, баз нормативных документов.

Ряд иностранных специалистов пожарной охраны подготовили и защитили в Академии диссертации на соискание ученой степени доктора
(М. Домбровский, Польша) и кандидата наук: Я. Блесить (Венгрия), П. Вагнер (Германия), Я. Решетар (Чехия) и другие.

Образовательный процесс в Академии предусматривает реализацию следующих программ по очной, очно-заочной и заочной формам обучения:

– начальное профессиональное образование по специальности Пожарный со сроком обучения до 1 года (в филиалах Академии); среднее профессиональное образование по специальности 3203 Пожарная безопасность со сроком обучения 2 года 10 месяцев по очной и 3 года 10 месяцев по заочной формам обучения на базе среднего (полного) общего образования (в филиалах Академии);

– высшее профессиональное образование по специальности 650300 Пожарная безопасность со сроком обучения 5 лет по очной и 6 лет по заочной формам обучения на базе среднего (полного) общего образования, а также со сроком обучения 3 года по очной и 4 года по заочной формам обучения на базе среднего пожарно-технического образования; высшее профессиональное образование по специальности 061000 Государственное и муниципальное управление со сроком обучения 3 года по очной форме обучения на базе высшего пожарно-технического образования; послевузовское профессиональное образование (адъюнктура) по специальностям 05.26.03 Пожарная и промышленная безопасность, 05.13.10 Управление в социальных и экономических системах, 05.13.06 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами со сроком обучения 3 года по очной и 4 года по заочной формам обучения на базе высшего образования; послевузовское профессиональное образование (докторантура) по специальностям 05.26.03 Пожарная и промышленная безопасность, 05.13.10 Управление в социальных и экономических системах, 05.13.06 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами со сроком обучения 3 года по очной форме обучения на базе высшего образования и при наличии ученой степени кандидата наук; дополнительное пожарно-техническое образование по программам переподготовки и повышения квалификации по специальностям и дисциплинам, устанавливаемым Академией, со сроком обучения от 15 дней до 2 лет на базе среднего и высшего пожарно-технического образования;

– довузовская подготовка со сроком обучения до одного года на базе среднего (полного) общего образования. Допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, освоение вышеназванных программ (их части) в форме экстерната, а также сочетание вышеизложенных форм получения образования. Академия осуществляет в установленном порядке дополнительное и послевузовское пожарно-техническое образование сотрудников из системы ГПС МЧС России, пожарной охраны России и других стран, заинтересованных отечественных и иностранных организаций и физических лиц (в том числе на договорной основе) на факультете подготовки научно-педагогических кадров, факультете руководящих кадров ГПС, высших академических курсах путем: обучения в очной и заочной адъюнктуре, а также докторантуре; направления в адъюнктуру на срок до одного года сотрудников Академии, сдавших кандидатские экзамены, для завершения работы над кандидатской диссертацией;

– прикрепления в качестве соискателей ученой степени;

– перевода на срок до двух лет кандидатов наук, работающих в Академии, на должности научных работников для подготовки докторских диссертаций; направления преподавателей на факультеты повышения квалификации в образовательные учреждения высшего профессионального образования соответствующего профиля, на научные и педагогические стажировки в ведущие отечественные и иностранные научные и учебные центры;

– обучения на факультете руководящих кадров ГПС и высших академических курсах; обучения в школе молодых преподавателей.

Академия по решению ученого совета вправе предоставлять сотрудникам отпуск с сохранением денежного содержания (заработной платы): сроком до трех месяцев – для завершения работы над кандидатской диссертацией и сроком до шести месяцев – для завершения работы над докторской диссертацией.

Академия осуществляет обучение по договорам с физическими и (или) юридическими лицами (в том числе на обучение иностранных граждан по прямым договорам) с оплатой ими стоимости обучения.

Академия реализует дополнительные образовательные программы и оказывает на договорной основе платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги).

Академия осуществляет лицензионную деятельность, проводит сертификацию продукции (услуг), выполняет работы и оказывает услуги в области пожарной безопасности по договорам (соглашениям, контрактам) с юридическими и физическими лицами Российской Федерации и иностранных государств.

Академия может заключать с иностранными юридическими и физическими лицами договора (соглашения, контракты) о сотрудничестве в области подготовки кадров по программам высшего, послевузовского и дополнительного пожарно-технического образования, в том числе:

– об обучении иностранных граждан; о направлении в другие страны слушателей, адъюнктов, докторантов, преподавателей и научных сотрудников на учебу (стажировку), для участия в научных конференциях, симпозиумах и других мероприятиях; о приглашении преподавателей и специалистов пожарных спасательных служб других государств для чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий, выступления на конференциях и участия в других мероприятиях; о проведении совместных научных исследований;

– об участии в различных программах, инвестиционных проектах, финансируемых международными и иностранными организациями и фондами.

Академия ГПС принимает систематическое участие в международных форумах, выставках и конференциях по проблемам обеспечения различных аспектов безопасности: Международном форуме информатизации, форуме и выставке «Технологии безопасности», выставке «Пожарная безопасности XXI века», выставке «Охрана, безопасность и противопожарная защита» (MIPS), форуме «Средства обеспечения безопасности государства – Интерполитех», выставке МЧС России и др.

С 1997 г. в Академии ГПС функционирует Web-узел, созданный сотрудниками Научно-исследовательского отдела автоматизированных систем и информационных технологий (НИО АСИТ), а в 1998 г. в сети Интернет была опубликована первая версия Web-сайта Академии. Инициатором и организатором создания Web-узла и сайта Академии ГПС на сервере Мэрии г. Москвы является доктор технических наук профессор Н. Г. Топольский.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал