Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Заведующий кафедрой физической географии и туризмаСтр 1 из 9Следующая ⇒
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой физической географии и туризма ИЕСЭН ___________ Н.В. Гуляева «» 2012 г. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ Направление подготовки: Педагогическое образование
Профиль География
Квалификация Бакалавр
Новосибирск 2012
СОСТАВИТЕЛЬ: Ю.В. Кравцов, к.б.н., доцент
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ на заседании кафедры физической географии и туризма Протокол № 1 от «____» ___________2012 г. Зав. кафедрой: _______________ Н.В. Гуляева (подпись)
СОГЛАСОВАНО Декан/директор ________________________ Н.В. Кандалинцева (подпись)
Начальник УМУ (УМАиД): ______________ Ю.В. Северина (подпись)
Директор библиотеки ________________________ Л.Н. Есина (подпись)
Пояснительная записка Цель дисциплины — дать целостное представление о природе нашей Родины, раскрыть ее разнообразие, т.е. обеспечить владение системой знаний по физической географии России. Задачи. · установление основных факторов формирования и пространственных изменений каждого компонента природы и связанных с ним ресурсов; · раскрытие закономерных взаимосвязей между компонентами природы, формирующими на территории России разнообразные природно-территориальные комплексы; · изучение крупных природно-территориальных комплексов регионального уровня (природных зон и физико-географических стран и, выборочно, горных областей и провинций) как целостных комплексных образований, обладающих внутренним единством, определенными характерными чертами и специфическими особенностями природы и сочетанием природных ресурсов; · усвоение особенностей взаимодействия человека и природы в разных регионах нашей страны, антропогенных изменений природы и основных экологических проблем; · формирование умения обосновывать особенности рационального природопользования в том или ином регионе, исходя из специфики его природных условий. Дисциплина ориентирует будущих бакалавров педагогического образования профиля «География» на учебно-воспитательную, научно-методическую и культурно-просветительскую профессиональную деятельность в системе образования. Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации: В области учебно-воспитательной деятельности: · осуществление учебного процесса обучения в соответствии с образовательной программой; · использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; · воспитание учащихся, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода. В области научно-методической деятельности: · выполнение научно-методической работы, участие в работе научно0методических объединений; · анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации. В области культурно-просветительной деятельности: · Формирование общей культуры учащихся. Место дисциплины «Физическая география России» в структуре ООП ВПО. Содержание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования декларирует направленность образования на формирование активной личности. В процессе изучения физической географии России создаются условия для закрепления, развития общекультурных, общепрофессиональных и формирования специализированных умений деятельности специалиста в профессиональной области. В предлагаемом варианте программы заложены знания, отражающие основу науки (понятия закономерности и др.) и методологические знания (принципы, методы и др.). В основу курса положен принцип познания региональных природно-территориальных комплексов способом восхождения от абстрактного к конкретному. С этой целью в программу введена тема Природно-территориальный комплекс - объект изучения региональной физической географии”. Содержание раздела базируется на основных положениях теории природного комплекса как системы. Программа предусматривает изучение общих свойств природно-территориального комплекса, его структуры и закрепление теоретического понятия «природно-территориальный комплекс». Теоретическое понятие, по выражению В.В. Давыдова, должно «свести воедино несходные, различные, многоликие, несовпадающие вещи и указать их удельный вес в этом едином целом». Изученные ранее студентами дисциплины географического цикла, полевые практики дают богатый материал для описания и конструирования обобщенной абстрагированной модели ПТК, в которой отражены основные свойства природного комплекса любого ранга. Использование построенной модели позволит выйти на более высокий уровень познания конкретного через общее путем прогнозирования и распознавания закономерных связей и отношений компонентов внутри комплексов, между комплексами. В первом разделе раскрываются географическое положение страны, разнообразие ее природных условий и ресурсов, основные этапы географических исследований. В общем обзоре природы России дается основное содержание компонентов природных комплексов (тектонические структуры, рельеф, климат, воды, растительный покров, почвенный покров, животный мир), их взаимодействие; антропогенное воздействие на природу. Общий обзор завершается темой «Физико-географическое районирование территории России». Второй раздел начинается с классификации региональных комплексов, выявлением их особенных черт. Основное внимание сосредоточивается на рассмотрении природы физико-географических стран. Обосновывается выделение, раскрываются характерные черты и специфические особенности природы каждой физико-географической страны, рассматриваются природные ресурсы стран и проблемы их рационального использования. Завершается характеристика стран их физико-географическим районированием и выборочным изучением выделяемых в их пределах природно-территориальных комплексов более низкого таксономического ранга. Сочетание компонентного и комплексного подхода к изучению природы страны обеспечивает создание достаточно полного представления о природной основе развития хозяйства. Курс «Физическая география России» читается в течение V и VI семестров на завершающем этапе изучения физико-географических дисциплин. Теоретической базой для восприятия данной дисциплины служит учебный материал курсов физической географии, физической географии (материков и океанов), геологии, географии почв, биогеографии, геоэкологии и природопользования. Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного контроля. Текущий контроль осуществляется в форме анализа выполненных лабораторных работ, презентаций самостоятельной работы и зачета. Промежуточный контроль осуществляется в форме экзамена. Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ПрК-2, ПрК -5. ОК-1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. ПрК-2 – способен выявлять взаимосвязи природных, экономических и социальных компонентов в географических комплексах разного ранга. ПрК-5 – готов использовать результаты географических исследований для прогнозирования развития природных и социально-экономических процессов Результаты освоения программы: В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК – 1, Пр К –2 (табл. 1). Таблица 1.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|