Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к фрагментам текста (С1-С4).






 

С1 С2 С3 С4
Характеристика задания направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде.   на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т.п.).   требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.   направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).  
Пример Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?   Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

 

В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принадлежности – это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эффект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно важен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической литературе рекомендациями.

«Следует помнить:

· если в тексте главное – утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;

· если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;

· если основой текста являются оценочные суждения, явно показано отношение к чему-либо – это публицистический текст;

· если представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта, это статические материалы;

· если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимости, политический документ;

· если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это информационные материалы» (Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская).

 

Модели заданий

1) Задания, требующие озаглавить текст.

2) Задания, направленные на осмысление фрагмента во всей его полноте, выявление контекста документа. («Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что наиболее важным автор считает эмпирический уровень науки? Свой вывод обоснуйте»)

3) Задания на раскрытие смысла отдельной части документа, сложного положения (авторской фразы) («Как вы понимаете мысль о том, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства?»);

4) Задание на правильную интерпретацию авторского положения («Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что…? Свой вывод обоснуйте»);

5) Задания, требующие установления прямой связи с обществоведческим курсом («На основе знаний курса и авторского текста назовите три фактора, влияющие на производительность труда»; «Опираясь на текст документа и знание курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-технической революции»);

6) Задания, требующие подтвердить или проиллюстрировать определенную авторскую мысль примерами, фактами жизни человека и общества («Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее развито в ней разделение труда»);

7) Задания, выводящие экзаменуемых на анализ явлений современности («Опираясь на определения различных обществ, данные в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь»).

8) Задания, требующие применения знаний, полученных из текста и из обществоведческого курса, в конкретной жизненной ситуации («Опираясь на текст закона и знание обществоведческого курса, определите, кто будет участвовать в административных правоотношениях в случае появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения на стадионе. Каковы права и обязанности участников этих правоотношений?»).

9) Задания, требующие выражения своего собственного мнения и его аргументации («Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции»).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал