![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разработка сметы затрат на производство и реализацию продукции
Смета затрат на производство и реализацию продукции составляется с целью определения общей суммы затрат предприятия (по экономическим элементам) и взаимной увязки этого раздела с другими разделами бизнес-плана предприятия. ' ' В смету затрат включаются все затраты основных и вспомогательных подразделений предприятия, участвующих в производстве промышленной продукции, а также выполнении работ и услуг непромышленного характера как для хозяйств своего предприятия (капитального строительства и т.п.), так и для сторонних организаций. В смету затрат включаются также затраты на освоение производства новых изделий, затраты на подготовку производства, затраты на сбыт продукции и др. При составлении сметы затрат исходными данными для расчетов являются соответствующие сметы и разделы бизнес-плана предприятия. Помимо смет и разделов плана исходными данными при составлении сметы затрат на производство и реализацию продукции по калькуляционному методу являются: себестоимость отдельных видов продукции по всей номенклатуре и данные об объеме выпуска товарной продукции. Путем умножения каждой статьи плановой калькуляции по каждому из изделий на соответствующее количество изделий по программе планового периода и последующего суммирования данных по всем изделиям получают фабрично-заводскую себестоимость всей товарной продукции по статьям калькуляционного листа. Себестоимость всей товарной продукции по калькуляционному своду должна быть равна себестоимости товарной продукции по смете затрат на производство и реализацию. Калькуляционный свод позволяет проверить правильность расчетов по смете затрат, в свою очередь, смета затрат на производство и реализацию товарной продукции контролирует правильность составления калькуляций себестоимости отдельных видов изделий. Составление сметы затрат начинается с разработки смет затрат вспомогательных цехов, так как продукция вспомогательных и обслуживающих цехов ^потребляется основными цехами предприятия и затраты этих цехов включаются в себестоимость продукции основных производственных цехов. После составления смет затрат во вспомогательных цехах рассчитываются сметы затрат по основным цехам предприятия. На базе смет затрат цехов формируется заводская смета затрат и определяются показатели себестоимости товарной и реализуемой продукции... Основой разработки сметы затрат служит классификация затрат по экономическим элементам (табл. 19.2). Элементами сметы являются: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды, в том числе на социальное страхование, в Пенсионный фонд, в Государственный фонд занятости, на медицинское страхование; амортизация основных фондов; прочие затраты. Они определяются традиционным способом согласно соответствующим инструкциям, методикам и положениям. Совокупность этих затрат по элементам (см. табл. 19.2), перечисленным в пп. 1—5, составляет общий объем затрат на производство продукции. Однако общая сумма затрат, отраженная в смете затрат, включает не только расходы на производство товарной продукции, но и затраты, связанные с приростом остатков незавершенного производства (в том числе полуфабрикатов собственного производства), расходами будущих периодов и оказанием услуг, не включаемых в товарную продукцию. Для определения производственной себестоимости товарной продукции необходимо: Таблица 19.2 – Смета затрат на производство и реализацию продукции предприятия (в тыс. руб.)
а) из общей суммы затрат на производство исключить затраты, относимые на непроизводственные счета, — стоимость работ по капитальному строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений, которые выполнялись для своего предприятия, транспортные услуги, оказываемые сторонним организациям, непромышленным хозяйствам предприятия, стоимость научно-исследовательских работ, выполняемых для сторонних организаций, и т.п.; б) учесть изменение остатков расходов будущих периодов: при ix. увеличении сумма прироста вычитается из сумм затрат на производство, а при уменьшении — прибавляется; в) учесть изменение остатков незавершенного производства (в тех отраслях, где оно планируется): прирост уменьшает себестоимость товарной продукции, уменьшение — увеличивает. Сумма, полученная после внесения изменений, предусмотренных пунктами а), б) и в) (см. табл. 19.2, пп. 7—9), представляет производственную себестоимость товарной продукции. Для определения полной себестоимости товарной продукции необходимо к ее производственной себестоимости прибавить в непроизводственные расходы (см. табл. 19.2, п. 11). Внепроизводственные расходы включают расходы на упаковку изделий на складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расходы, связанные со сбытом продукции. Полная, себестоимость товарной продукции отличается от себестоимости реализуемой продукции, на базе которой определяется сумма прибыли, наличием остатков нереализованной продукции. Для определения себестоимости реализуемой продукции необходимо к полной себестоимости товарной продукции прибавить себестоимость остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и вычесть себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планового периода. Смета затрат на производство используется при разработке финансового плана предприятия, для определения потребности в оборотных средствах, при составлении баланса доходов и расходов и определении ряда других показателей финансовой деятельности предприятия.
19.5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УЧЕТА ЗАТРАТ В УСЛОВИЯХ РЫНКА [2]
Зарубежные предприятия и фирмы применяют классификацию затрат, близкую к отечественной. При классификации по первичным элементам затрат к ним относят затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, расходы на содержание персонала (оплата труда работников), амортизацию основного капитала (основных фондов), издержки по выплате процентов и прочие внешние издержки (аренда помещений, страховые взносы, транспортные расходы, услуги сторонних организаций, реклама и прочие расходы). В состав издержек по статьям расходов (статьям калькуляции) входят: • материалы; • оплата труда; • плата за аренду помещений; • амортизация, под которой понимается часть постоянных издержек, образующихся за счет распределения единовременных затрат на приобретение основного капитала за несколько периодов его использования. Расчет величины амортизационных отчислений производится по методам линейной амортизации (близок отечественному методу), амортизации по остаточной стоимости, амортизации по объему производства; • прочие издержки. На зарубежных предприятиях (фирмах) часто при калькулировании затрат учитывается неполная, или ограниченная, себестоимость. Она может включать только прямые затраты, только переменные или рассчитывается на основе производственных расходов, даже если они косвенные. Другие виды затрат, которые по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются за счет общей суммы выручки (валовой прибыли). В этом заключается особенность учета неполной себестоимости по системе «директ-костинг», или системе учета прямых затрат. В соответствии с этой системой издержки подразделяются на постоянные (остаточные и стартовые), переменные, валовые и предельные. Под, предельными издержками понимается средняя величина издержек прироста или сокращения на единицу продукции, возникших вследствие изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу продукции. Считается, что постоянные расходы слабо связаны с издержками производства отдельных видов продукции, поэтому их не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены.' Особенностью организации учета на зарубежных фирмах является его подразделение на финансовую и управленческую (производственную) подсистемы. Правила ведения финансового учета и составления внешней финансовой отчетности регламентируются государством. Организация управленческого (производственного) учета — внутреннее дело фирмы. Администрация фирмы решает, как классифицировать затраты, насколько их детализировать и увязывать с центрами ответственности, как вести учет фактических или стандартных (плановых, нормативных), полных либо частичных (переменных, прямых, ограниченных) затрат. Важной характеристикой зарубежных систем управленческого учета является оперативность учета затрат. С этой точки зрения учет затрат подразделяется на учет: • фактических (прошлых, исторических) затрат; • затрат по системе «стандарт-кост». Система «стандарт-кост» включает разработку норм (стандартов) на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление нормативной (стандартной) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от норм (стандартов). Учет затрат и результатов на зарубежных фирмах состоит из следующих элементов: • учет по видам затрат; • учет по местам возникновения затрат; • учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия); • учет результатов по носителям затрат; • учет результатов за период. Все эти элементы присутствуют при любой форме учета затрат и результатов в управленческом (производственном) учете, в том числе и при учете полных или частичных затрат. Учет по видам затрат отражает вертикальную структуру затрат фирмы, его особенностью является систематический учет затрат по видам за данный период. Он сравним с отечественной системой учета полной себестоимости. При этой системе отсутствует необходимое для организации «директ-костинга» разделение затрат на постоянные и переменные. Учет по местам возникновения затрат дает представление о горизонтальной структуре затрат фирмы, при этой системе осуществляются планирование, учет и контроль косвенных расходов. Затраты, учитываемые и планируемые в данном месте возникновения, являются для него прямыми. Учет по местам возникновения затрат, во-первых, должен быть организован с разделением затрат на постоянные и переменные, во-вторых, базироваться на оценке плановых (нормативных) затрат и их отклонений от фактических. В качестве баз распределения отдельно выделяются машино-часы и человеко-часы. Достоинством такой организации учета затрат является возможность расчета различного рода их отклонений от нормативов и показ этих отклонений непосредственно в листке по учету затрат в месте их возникновения. Учет по носителям затрат (калькулирование себестоимости единицы изделия) — это отнесение затрат на их носители, а именно, продукцию, работы или услуги предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Учет по носителям затрат может быть организован как учет полных или частичных затрат. При калькулировании себестоимости продукции по системе «директ-костинг» постоянные затраты не распределяются между носителями. Эта система именуется еще «затратной статистикой», так как в ней усредняются затраты по носителям и считается, что для управления фирмой такое калькулирование неприемлемо, однако она предоставляет информацию государственным органам для ценообразования. Учет результатов по носителям затрат применяется для определения результата путем сравнения продажной цены изделия и его себестоимости. Он может быть основан либо на учете полной себестоимости, либо на учете переменных издержек. При организации учета результатов по системе «директ-костинг» переменные затраты на единицу вычитаются из цены изделия и на основе этой разности исчисляется брутто-прибыль (сумма покрытия, или маржинальный доход) на изделие. Величина суммы покрытия (маржинального дохода) показывает «вклад» изделия в покрытие постоянных затрат и в том же объеме — в прибыль фирмы. Учет результатов за период применяется с целью выявления общего результата фирмы за отчетный период путем сопоставления общей выручки с величиной полных затрат. В итоге можно получить результат за период — нетто-прибыль или нетто-убыток. При системе «директ-костинг» общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат, т.е. определяют величину брутто-прибыли (суммы покрытия, или маржинального дохода) за отчетный период. Для исчисления нетто-прибыли фирмы из брутто-прибыли вычитают сумму постоянных затрат, которые не распределяются между носителями как переменные затраты. При директ-костинге общую сумму постоянных затрат за период относят на результаты того отчетного периода, в котором они возникли. На предприятиях и фирмах зарубежных стран осуществляется также сравнительный анализ издержек производства конкурентов.
Тема 20 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
20.1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ): СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом. Поэтому важно определить состав общей валовой (балансовой) прибыли предприятия и ее величину в абсолютном выражении. Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем видам: • прибыль от реализации товарной продукции; • прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; • прибыль от реализации основных фондов и другого имущества; • прибыль от внереализационных доходов и расходов. Основными методами планирования прибыли являются: • метод прямого счета; • аналитический метод; • метод совмещенного расчета. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле
П = (В х Ц) - (В х С),
где В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции. Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп= Цтп - Стп,
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции). Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (П) рассчитывается по формуле Прп = Врп-Срп
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Так как объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода (Пон) и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце периода (Пок), то расчет плановой суммы прибыли от реализации продукции производится по формуле
Прп = Пон + Птп - Пок.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов: • определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период; • исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности; • учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д. После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции. Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и, т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным. Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия. Кроме изложенных способов планирования прибыли — методом прямого счета и аналитическим — существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую при- быль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
|