Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребности человека. Классификация потребностей. Процесс формирования и развития потребностей






Под экономическими потребностями понимается состояние нужды или неудовлетворенности в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. Экономические потребности – это внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

В экономической литературе существуют различные подходы к классификации потребностей. Наиболее известной и часто употребляемой является теория иерар­хии потребностей, разработанная американским психологом А. Мас­лоу. Пирамида потребностей Маслоу состоит из пяти групп:

Первую группу составляют физиологические потребности. Они связаны с поддержанием физиологических процессов: потребности в пище, воде, воздухе и т. п. Если эти простейшие потребности удовлетворены, т. е. исключена непосредственная угроза жизни, то чело­век желает безопасности. Данные потребности составляют вторую группу. Человек стремится быть защищенным от страха, боли, бо­лезней и других страданий, которые может принести жизнь. Следу­ющая группа потребностей - социальная. К ним относится стремле­ние принадлежать к определенному кругу людей, ощущать их поддержку. Это потребности в любви, семье, друзьях и т. д. Далее следуют потребности в самоутверждении, которые отражают желание завоевать признание, уважение, поднять свой престиж в глазах окружающих. Наконец, высшую ступень занимают потребности реализовать себя в этом мире, в своем деле, в понимании собственного назначения. Эта группа потребностей выражает потребность в самореализации.

Закон убывающей интенсивности, или насыщения потреб­ностей. Этот закон был сформулирован Госсеном, который измерял потребность удовольствием, испытываемым потребителем. Он отме­чал, что интенсивность удовольствия вначале высокая, затем снижа­ется и становится нулевой. Кроме того, интенсивность и продолжи­тельность удовольствия уменьшаются тем быстрее, чем быстрее происходит повторение.

Второй закон отражает не только количественный рост потреб­ностей, но и изменение их структуры, качественное совершенство­вание, расширение круга потребностей, развитие взаимозаменяемости. Это - закон возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей - закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производственных сил и культуры. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Одни потребности исчезают, другие возникают, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой струк­туре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей. Физические потребности все более «облагораживают­ся» в том смысле, что в их возникновении и определении способа их удовлетворения все большую роль играют социально-культурные фак­торы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал