Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная политика занятости и особенности ее реализации в Республике Беларусь
Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны: 1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь; 2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы; 3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным; 4. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду; 5. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью; 6. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами; 7. международное сотрудничество в решении проблем занятости. Государственная программа занятости в РБ на 2009-2010 гг.: проблемы и пути их решения К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся: 1) снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке; 2) создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов; 3) достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики; 4) повышение территориальной мобильности рабочей силы. Для достижения эффективной занятости в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. 49 Инфляция: сущность, причины, виды и социально-экономические последствия Если масса денег в стране становится больше, чем требует закон обмена, то возникает ситуация, которую экономисты любят описывать фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым объёмом товаров». В итоге деньги как бы становятся менее ценными, то есть их покупательная способность падает. И тогда на смену стабильности цен приходят периоды общего повышения денежных величин цен, называемого обычно инфляцией (от латинского «inflatio» – вздутие). Подобная ситуация сложилась в Республике Беларусь в начале 90-х годов, когда в 1992 г. цены росли в среднем на 26, 4 % в месяц, в 1993 – на 28, 9 %, в 1994 – на 28, 7 %
Что вызывает инфляцию, каковы её причины и можно ли её устранить? Существует инфляция спроса, когда повышенный спрос предъявляется одновременно на большинстве рынков страны. Иными словами, нарушается общая сбалансированность спроса и предложения в масштабах страны, а это неизбежно ведёт к росту цен, так как иначе рынки не сбалансируются. Но поскольку такая картина складывается практически на всех рынках, происходит рост общего уровня цен, то есть инфляция. Не менее грозна инфляция затрат, когда цены растут в силу повышения затрат на производство. Но затем возросшие цены ведут к новому росту затрат на покупку всех необходимых ресурсов производства. А значит, изготовителям товаров приходится опять повышать цены. В итоге такой инфляции рост цен становится как бы самоподдерживающимся, и темпы этого роста неуклонно повышаются. Обычно причиной инфляции затрат становится рост заработной платы, который опережает рост производительности труда, или удорожание энергии, опережающее темпы внедрения энергосберегающих технологий производства. Инфляцию крайне трудно держать под контролем. А когда она из-под этого контроля вырывается, то может перерасти в гиперинфляцию.
Механизмы экономики, страдающие от инфляции: 1. Механизм торговли. Умирание торговли при гиперинфляции связано с тем, что никакие торговые сделки не могут по скорости догнать рост цен. И пока вы успеваете продать товар, затраты на получение (производство) следующей его партии возрастают настолько, что полученной вами выручки на это уже не хватает. Выгоднее становится не продавать товары за быстро обесценивающиеся деньги, а менять их на другие товары напрямую. На смену нормальной торговле приходит бартер (то есть примитивный обмен товара на товар) со всеми его недостатками. 2. Механизм сбережения денег. Умирание сбережений происходит также по вполне понятным причинам. Деньги, не потраченные сегодня, завтра уже ничего не стоят. Но если люди и фирмы не делают сбережений, а тратят все полученные доходы немедленно, то они не могут скопить крупные суммы, необходимые для покупок дорогостоящих товаров личного или производственного назначения. Значит, становится практически невозможно осуществлять коммерческие инвестиции, например, строить новые предприятия или менять устаревшее или изношенное оборудование на действующих заводах. 3. Механизм вложения (инвестирования) денег в развитие экономики. При высокой инфляции (и тем более – при гиперинфляции) предприятия и коммерческие организации не могут найти деньги для реализации сколько-нибудь долгосрочных и крупных проектов. Им либо вообще не дают денег надолго (в 1992 – 1994 гг. российские банки не выдавали кредиты на срок более трёх месяцев), либо требуют за пользование деньгами такую высокую плату, которая заёмщикам не по карману.
|