Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина «Духовно-нравственные основы и культура Российского казачества» входит в состав общепрофессиональных дисциплин
Учебная дисциплина «Духовно-нравственные основы и культура Российского казачества» входит в состав общепрофессиональных дисциплин, определяемых требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Эта дисциплина изучается во взаимосвязи с другими общепрофессиональными. Исходной базой для усвоения материала учебной дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура Российского казачества» являются знания, приобретенные обучаемыми в ходе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Знания истории и духовно-нравственных основ казачества являются основой для понимания целого ряда социально-политических явлений и процессов.
Дисциплина «Духовно-нравственные основы и культура Российского казачества» является составной частью гуманитарного образования в БОКИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ). Она включает в себя лекционные занятия и самостоятельную работу студентов. Контроль знаний осуществляется в виде текущего контроля.
Учитывая значение вышеизложенных целей и задач «Духовно-нравственные основы и культура Российского казачества», немаловажным представляется предполагаемый результат учебного процесса изучаемой дисциплины: расширение умственного кругозора слушателей; оптимальное усвоение полученных знаний и основных понятий, практическое применение.
Структура и содержание
2.1. Объем и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Теоретическая часть
|
| Практические занятия
|
| Подведение итогов
Зачет
|
|
2.2. Примерный тематический план и содержание
Наименование разделов
| Содержание учебного материала
| Объем часов
|
|
|
| Раздел 1.
Вводное занятие. Предмет и
задачи курса «Духовно-нравственные основы и культура Российского казачества»
| Подготавливать небольшие сообщения об истории казачества. Записывать и фиксировать
информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и письменной форме.
Устанавливать аналогии. Строить логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.
|
| Раздел 2.
Православие как источник
духовности казачества.
| Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего появления христианства. Православная Тмутаракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры. Казаки - старообрядцы в XVH в. Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители. Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование. Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание. Крещение Господне. Святки. Масленица. Прощеное воскресенье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров (Покрова). Престольные/храмовые праздники. Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святая Екатерина - покровительница Екатеринодара. Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд.
|
| Раздел 3.
Культура физического
воспитания казачества.
| Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас.
|
| Раздел 4.
Материальная культура
кубанского казачества.
| Землевладение и землепользование. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков. Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова - кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота. Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан. Традиционная одежда кубанских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха. Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага
|
| Раздел 5.
Казачьи традиции, народные
знания и фольклор.
| Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье. Народные знания. Народная метеорология. Народные представления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина. Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись. Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы кубанского музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык - диалекты и говоры.
|
| Раздел 6.
Подведение итогов, подготовка и
проведение массовых
воспитательных мероприятий.
| Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать
полученные сведения по данной теме.
|
| Итого
| Подведение итогов
Зачет
|
|
|