Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка к защите исследовательской работы
Справедливо считается, что подготовка исследовательской работы – сложный творческий процесс. Сначала Вы вникаете в проблему исследования, увлеченно осуществляете поиск научной литературы, потом ведете кропотливую работу по ее изучению и анализу, возможно, что-либо апробируете или экспериментируете. Наконец, завершаете написание работы и довольны полученным результатом! Наступает самый ответственный и психологически очень непростой этап – представление результатов своего исследования на публичное обсуждение, который называется - защита работы. Защита показывает уровень научно-теоретической подготовки студента: по содержанию работы можно судить о том, в какой степени студент овладел навыками научного исследования и теоретического обобщения, по процедуре защите – насколько самостоятельно он мыслит и умеет отстаивать свою точку зрения. Значительная часть успеха в выполнении работы зависит от подготовки и проведения публичной защиты. Здесь играют роль содержание доклада, внешний вид студента, его ораторское мастерство, использование технических средств и иллюстративного материала, корректность ответов на вопросы и стиль поведения докладчика. Подготовка к защите в первую очередь сводится к работе над текстом доклада – выступления по результатам исследования. «Доклад – это кратчайшее расстояние между двумя цитатами (Эмиль Кроткий) [12, с.218]. Содержание доклада должно кратко, но обоснованно передавать основное содержание работы. От того, насколько убедительным, логичным, грамотным, рассчитанным по временным рамкам будет доклад, во многом зависит и результат защиты. Поэтому важно, чтобы доклад соответствовал определенным требованиям, предъявляемым к его структуре и содержанию. Для доклада студенту выделяется не более 10 минут для курсовой и 15 минут – выпускной квалификационной работы. В докладе необходимо раскрыть мотивы выбора темы, последовательность работы над ней, особо выделить методы исследования, теоретические выводы и практические рекомендации, основанные на определенной теоретической концепции и подтвержденные передовым педагогическим опытом или опытной деятельностью студента. Советуем студенту при подготовке доклада внимательно познакомиться с отзывом научного руководителя, изучить его вопросы, замечания и пожелания, которые рекомендуем учесть в своем выступлении. Доклад нужно подготовить так, чтобы свободно и непринужденно пользоваться текстом, легко ориентироваться в материале и без труда сопровождать его вспомогательным материалом. Запоминанию текста помогают зрительное и слуховое впечатление, сосредоточение, ассоциации и повторение. С алгоритмом подготовки доклада можно познакомиться в приложении И. Остановимся на основных правилах подготовки к публичному выступлению: 1.Определение цели выступления, стремление ее достичь. 2.Определение основных вопросов, на которые необходимо обратить внимание слушателей, их формулировка и запись. 3. Определение регламента – продолжительности речи. 4. Выстраивание идеи в логической последовательности, исключение лишнего. 5.Использование точной информации, фактов, результатов исследований, статистических данных. 6.Накопление материала, отбор, систематизация, компоновка. 7.«Вынашивание» мысли, личностное осмысление и значение, собственные примеры. 8.Ясность изложения, использование простых, коротких предложений. 9.Правильность грамматики, верное произношение имен и фамилий, иностранных и трудных слов. 10.Образность (использование слайдов, рисунков, схем, графиков, иллюстраций, плакатов, карт) [18, с. 63]. С целью более наглядной и убедительной аргументации полученных результатов на защите можно воспользоваться техническими средствами, а также иллюстративным материалом, выполненным в одном из вариантов: демонстрационном или раздаточном. Все материалы подготавливаются, проверяются и собираются заранее до процедуры защиты. Следует учесть два важных требования к представляемому материалу. Во-первых, иллюстративный материал должен отражать содержание работы и использоваться целесообразно. В ходе выступления студент может обращать внимание членов комиссии к тому или иному материалу, который будет дополнять или иллюстрировать выраженные автором работы суждения. Во-вторых, иллюстративный материал должен быть грамотно оформлен: подписан, композиционно выстроен, понятен, аккуратен, заголовок и условные обозначения читаемы. В последнее время студенты часто используют компьютерные презентации для сопровождения доклада, что имеет ряд преимуществ: 1. Слушатели имеют возможность воспринимать материал, как на слух, так и визуально, что помогает им лучше осмыслить и понять представленную в докладе информацию. 2. В презентацию можно включить фрагменты видеозаписей или фотоматериал о ходе проведения исследования, что позволяет наглядно продемонстрировать результаты практической или опытно-экспериментальной деятельности студента, а также предоставляет возможность увидеть автора работы в качестве молодого педагога дошкольного образовательного учреждения или средней общеобразовательной школы. Несмотря на преимущества использования компьютерных технологий для защиты работы, студенты сталкиваются с рядом трудностей в процессе подготовки и использования презентации. Выделим основные правила создания и использования компьютерных презентаций: 1.Все слайды должны быть созданы в едином стиле: фон, цветовая гамма, шрифт, его размер. Следует не перегружать презентацию различными эффектами анимации, что облегчит восприятия информации. 2.Содержание, представленное на слайдах презентации, должно соответствовать теме работы и не выходить за ее рамки. 3.На слайдах размещают первостепенную, главную информацию, а не весь текст выступления докладчика. 4.Каждый слайд должен иметь тематический заголовок. Все фотоматериалы, а также графики, схемы и таблицы должны иметь подписи. 5.Предпочтительнее размещать на слайдах материал, представленный в виде таблиц, схем, графиков и т.п., что позволяет поместить большее количество информации и облегчает ее восприятие. 6.В презентации необходимо представить следующую общую информацию о работе: название учебного заведения, название темы работы, Ф.И.О. студента, специальность, курс и группа, Ф.И.О. научного руководителя, компоненты понятийного аппарата, возможно – теоретическую основу исследования, оглавление работы и библиографический список, обязательно – выводы и рекомендации. 7.Презентация создается для сопровождения доклада, поэтому она должна идти не отдельно, а комментировать и дополнять ту информацию, о которой идет речь в докладе автора работы в данный момент. 8.Слайды должны идти параллельно выступлению, а докладчик может обратить на них внимание тогда, когда на них представлена наиболее важная для восприятия информация. 9.Остальная информация размещается по усмотрению автора работы. Она может использоваться с целью пояснения сущности какого-либо термина или понятия, обозначенного в докладе; для расширения представления о том, что лишь упоминается в выступлении; для акцентирования внимания слушателей на важной, по мнению автора работы, информации; для демонстрации фотоматериала, иллюстрирующего проведенное исследование. 10.Стоит заранее обдумать, как вы будете включать презентацию: сами или Вам необходима помощь. В последнем случае, стоит заранее познакомить вашего помощника с презентацией и обсудить технологию вашей совместной работы. Наконец доклад написан, презентация или иллюстративный материал подготовлен, отсталость подумать о вопросах, которые обязательно будут задавать автору работы члены комиссии или другие лица, присутствующие на защите. Именно они, как правило, видят те недостатки в работе, которых автор не замечает. Поэтому стоит обратиться с просьбой к научному руководителю, чтобы обсудить возможные варианты вопросов и попытаться грамотно и точно ответить на них. В том числе следует проработать ответы и на такие непростые вопросы, как: «Что же нового (актуального) содержится в Вашей работе?», «Докажите, что …», «Чем вы обосновываете…», «Какой смысл вы вкладываете в этот термин?», «Какие задачи остались нерешенными?», «В чем заключаются рекомендации по проблеме исследования?», «С какими трудностями Вы столкнулись в ходе исследования?», «Какие перспективы в работе по данной проблеме Вы видите?» и др. Отметим, что весьма многое зависит от впечатления, которое вы произведете на членов комиссии, поэтому следует продумать внешний облик на защите. Более того, готовясь к защите работы, рекомендуется посетить несколько защит, чтобы познакомиться с ее процедурой. Практика подтверждает, что стрессовые ситуации чаще всего возникают из-за неумения студентов планировать учебно-исследовательскую деятельность или четко следовать плану работы, согласованному в начале учебного года с научным руководителем. Все это приводит к тому, что студенты испытывают напряжение вследствие большого объема выполняемой работы перед приближающейся защитой работы. Действительно, в данном случае автор работы напряженно старается успеть дописать, оформить и запомнить материал непосредственно перед защитой. Следовательно, полная ясность в понимании выбранной темы им не будет достигнута, а это значит, что у студента возникает напряжение в процессе написания, волнение перед защитой и страх перед вопросами членов комиссии. В схеме 2 (рисунок 2) представлены способы, которые помогут юным исследователям избежать или снизить возникновение стрессовых ситуаций при выполнении данной деятельности.
Рисунок 2 – Способы избегания стрессовых ситуаций
В заключении отметим, что умение планировать работу и соблюдение намеченного плана, знание способов работы с собственным состоянием придадут уверенность в себе и помогут студентам снизить ситуации чрезмерного волнения при подготовке исследовательской работы и в процессе ее защиты.
|