Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство Итальянского Возрождения






Век.

Аграрная реформа, переход от ремесла к мануфактуре, великие географические открытия, развитие мировой торговли, расцвет городов и — в ряде стран — укрепление королевской власти, которая в союзе с городами сломила мощь феодального дворянства и создала основы для национального объединения, — все это существенно изменило облик средневековой Европы.

Все эти перемены сопровождались широким культурным движением, расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в Италии, это культурное движение захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.
Эта новая культура, расцвет которой приходится на 15—16 века, получила в истории название «Возрождение». Термин этот появился в 16 веке и применялся вначале только к изобразительному искусству. Вазари — итальянский художник 16 века, первый историограф итальянского Возрождения, автор прославленных «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) — писал о «возрождении» искусства в Италии. Это понятие вытекало из широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации Древнего Рима – высокого героического Прошлого земель Италии.

Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, человеку, чувством красоты и величия природы. Подчеркивая интерес к человеческому, утверждая принцип свободного развития индивидуальности, они называли себя гуманистами, производя это слово от латинского «humanus» — человеческий. Термин этот должен был выразить возрастание светского характера новой культуры. Люди этой эпохи верили в безграничность своих возможностей. Отсюда — оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный и жизнеутверждающий характер, отсюда вера во всемогущество разума и в возможность гармонического и беспрепятственного развития человеческой личности. Деятели Возрождения искали опоры в светской и жизнеутверждающей культуре классической древности.

Познавательная сторона играла в искусстве Возрождения особенно большую роль. Они искали опоры в науках, стимулируя их развитие. Связь науки и искусства составляет одну из характерных особенностей культуры Возрождения, отмеченной появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Обращение к реальности сказалось в распространении новых сюжетов, в развитии портрета, нвом понимании пейзажа, и в новой, почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, в отказе от условности жестов и безразличия к передаче места действия. Возвеличевание человека, героика, титанизм характеров и страстей типичны для ренессансного искусства.

Выросшее на почве романской традиции, под влиянием воздействия византийского искусства и готики, итальянское искусство 13—14 веков вступает на путь преодоления сверхчувственного и ирреального начала и создания нового художественного языка. При этом особенно большое значение сыграло обращение к наследию античности, искусство которой было созвучно проторенессансным тенденциям.

В первых десятилетиях 15 века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличающегося от того «реализма деталей», который был характерен для искусства позднего треченто. Стремление к познанию мира толкает художников на путь его изучения. Это способствует расширению их кругозора и освобождению искусства от узости цехового ремесла.

В начале 15 века усилиями крупнейших архитекторов Флоренции Филиппе Брунеллески и Леона Батиста Альберти разрабатывается теория линейной перспективы. В это же время начинается систематическое изучение строения человеческого тела и создается теория пропорций. Математика, анатомия, оптика привлекаются для решения важнейших задач реалистического искусства — изображения человеческой фигуры и пространства.
В конце 14 — начале 15 века оформляется стиль Ренессанса в архитектуре. Создание нового архитектурного стиля облегчалось совершенством ремесленной строительной техники, подготовленным ранним средневековьем. Архитекторы Ренессанса были хорошими производственниками; проектируя здание, они в большинстве случаев сами осуществляли его в натуре. Кроме того, они нередко владели и другими, смежными с архитектурой специальностями: являлись скульпторами, иногда декораторами, живописцами, что способствовало повышению художественного качества сооружений.
В период Ренессанса строились здания новых типов: городские дворцы-палаццо, загородные виллы; из общественных зданий — ратуши (палаццо муничипале), университеты, воспитательные дома, госпитали, рынки, склады и другие. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, частично реконструируются городские центры.

Зарождение и закрепление принципов, идей и форм Ренессанса в архитектуре связано с творчеством флорентийского зодчего Филиппе Брунеллески (1377—1446). Первый памятник нового стиля и самое раннее произведение Брунеллески в области гражданского строительства — дом детского приюта (госпиталя) на площади Аннунцианты (нач. 1419). Брунеллески создал новый тип архитектурного сооружения с большим количеством мелких помещений общественного или жилого порядка, расположенных по периметру квадратного двора. В результате конкурса на проект купола собора Санта Мария дель фиоре (1420) Брунеллески получил первую премию и осуществил купол в натуре. Путем применения новых конструкций (купол был сконструирован двухоболочечным и увенчан световым фонарем) Брунеллеско разрешил проблему купольного перекрытия большого пролета (диаметр купола более 42.и), которая приобрела большое значение для эпохи Возрождения и всего последующего развития европейской архитектуры.
Одним из основных произведений Брунеллески является церковь Сан Лоренцо во Флоренции (с 1421), представляющая собой трехнефную базилику тавровой конфигурации. Центральный неф перекрыт плоским потолком, боковые нефы — парусными сводами. Брунеллески принадлежит оформление центральной части главного фасада палаццо Питти во Флоренции

Леон Батиста Альберти (1404—1472) наряду с Брунеллески центральная фигура Ренессанса. Альберти — первый теоретик архитектуры раннего итальянского Ренессанса, автор труда «10 книг о зодчестве». Он был всесторонне одаренной и всесторонне образованной личностью, типичной для эпохи Ренессанса. Альберти известен как гуманист, публицист-теоретик в области живописи и архитектуры, он — математик, физик, поэт, музыкант, оратор, философ, изысканный стилист и, что самое главное, великий зодчий своей эпохи.

Донателло. Во главе этих мастеров, положивших начало расцвету Возрождения, стоял великий флорентийский скульптор Донателло (1386—1466). В искусстве своего времени Донателло выступил как подлинный новатор. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Творчество его поражает разнообразием новых начинаний. Мраморная статуя Давида (1408—1409). Статуя Донателло открывает длинную серию обнаженных фигур в пластике Возрождения. Бронзовая статуя Гаттамелатты в Падуе — первый конный памятник в искусстве Возрождения.

Лоренцо Гиберти (1378—1455). Высшим творческим достижением Гиберти являются рельефы дверей для флорентийского баптистерия (1403—1424), которые еще современники назвали «райскими вратами» и которые являются одним из самых прославленных произведений Раннего Ренессанса.

Мазаччо (1401—1428), который создал цикл фресок, служивших образцом для нескольких поколений итальянских художников. Главным произведением Мазаччо являются фрески в капелле Бранкаччи церкви Сайта Мария дель Кармине во Флоренции, где изображены эпизоды из легенд о святом Петре и два библейских сюжета — «Грехопадение» и «Изгнание из рая». Фрески эти были написаны в 1425—1427 годах. Уже современники чувствовали, что его фрески в капелле Бранкаччи начинают собой новую эру в искусстве. Впоследствии на этих фресках учились многие художники Возрождения. Фра Беато Анджелико. (1378—1455); Фра Филиппо выступает как зрелый мастер, овладевший изображением пространства и движения фигур. Беноццо Гоццоли в своих фресках стремится передать все пестрое многообразие окружающего мира. Характерным произведением его является фреска «Шествие волхвов» в капелле дворца Медичи (1459).

Особенности развития итальянского искусства второй половины XV столетия. Усложнение картины художественной жизни. Развитие традиций Мазаччо. Интерес к искусству готики. Творчество живописцев Пьеро делла Франческо, Джованни Беллини, Сандро Боттичелли, фра Филиппо Липпи, скульпторов Лукка делла Роббиа, Андреа Вероккио – представителей разных художественных центров Италии. Появление портрета, батальной картины, разработка мифологических сюжетов – как свидетельство активного развития светского направления в искусстве.

Высокое Возрождение. Усиление роли Рима и папства в политической и культурной жизни Италии. Академия Медичи во Флоренции. Воплощение в искусстве идеально-прекрасного человека. Абсолютизация человеческой личности. Архитектура Высокого Возрождения. Творчество Браманте. Воплощение мечты об идеальном храме в проекте собора св. Петра в Риме. Судьба храма. Тема идеального города в творчестве зодчих эпохи. Живопись. «Наука живопись». Творчество Леонардо да Винчи – первого мастера Высокого Возрождения. Новый тип алтарного образа. Новое понимание синтеза живописи и архитектуры. Новый подход к изображению конкретного человека. Поиск высшей гармонии в творчестве Рафаэля Санти. Образ Мадонны. Титанизм – главная тема творчества Микеланджело Буонаротти в живописи и скульптуре. Универсализм мастеров эпохи Возрождения. Искусство Венеции и округи. Творчество Джорджоне и раннего Тициана.

Искусство Позднего Возрождения. Микеланджело как художник позднего Возрождения. Творчество Тициана, Тинторетто и Веронезе. Д. Вазари и его «Жизнеописания...». Б. Челлини. Творчество и литературный автопортрет. Создание Витрувианской академии в Риме. Разработка системы архитектурных ордеров. А. Палладио – крупнейший зодчий и теоретик эпохи. Маньеризм. Кризис или подготовка нового этапа в развитии искусства? Теоретические сочинения представителей маньеризма. Творчество Я. Понтормо, М. Пармиджанино, А. Бронзино.

Всемирно историческое значение искусства Итальянского Возрождения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал