![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к профессиональной компетенции государственного гражданского (муниципального) служащего
Под профессионализмом госслужащего, согласно нормативной базе, понимается приобретенное качество способностей личности, соответствующее профессиональным требованиям или превосходящее их, т.е. имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владения практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности. Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к их эффективной реализации в своей служебной деятельности. К профессиональным компетенциям могут быть причислены лишь те знания, понимания, умения, навыки и ценностные ориентации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в конкретной области. Профессиональное развитие специалистов государственной службы является процессом сложным и длительным по времени, включающим как саму профессиональную подготовку госслужащих, так и их непосредственную деятельность в сфере государственной службы.[6] Необходимо добавить, что органам государственной и муниципальной службы нужны кадры с разным уровнем профессиональной компетенции. Нельзя требовать одинаковой компетентности одновременно и от рядового специалиста, и от начальника отдела, и от председателя комитета, руководителя управления или департамента. Поэтому перспективными схемами развития профессиональной компетентности госслужащих видятся следующие: - первый, начальный уровень профессионализма закладывается в высших учебных заведениях путем овладения самыми различными специальностями и реализуется на низовых должностях государственной и муниципальной службы в начале служебной карьеры; - второй уровень – логическое продолжение первого, предполагает приобретение соответствующих навыков и умений в процессе непосредственной работы на различных должностях, развитие путем самообразования и периодической учебы на курсах повышения квалификации – результатом является достижение уровня средней профессиональной компетентности; - третий уровень – подготовка квалифицированных специалистов и руководителей на уровне целевой специализации по специальным программам со сроком обучения до 3-6 месяцев, с обязательным подтверждением квалификации на практической работе – результатом выступает утверждение среднего уровня профессиональной компетентности и, возможно, достижение высшего уровня.[7] Российской академией государственной службы была разработана модель компетенций руководителя среднего и высшего звена. В ней за основу берутся функциональные требования к деятельности, соответствие профессиональных знаний и опыта этим требованиям, а также профессиональные способности и установки деятельности.[8] Похожая модель была выработана Министерством сельского хозяйства Пермского края, она служит целями руководителей среднего и высшего звена. Данная модель содержит следующие личностно-деловые качества: стрессоустойчивость, энергичность, инициативность, уверенность в себе, способность отстаивать собственное мнение, убедительность в общении, ответственность, целеустремленность, гибкость, способность держать в памяти большое количество вопросов, рассудительность. К профессиональным качествам руководителя относятся: 1) стратегическое понимание и мышление – понимание стратегических целей и задач, соотнесение с ними приятных решений; 2)владение информацией – понимание информационных потоков и политических процессов, критичность анализа потоков СМИ; 3)аналитический подход в решении задач – острота анализа и восприятия, четкое видение общей задачи, соотнесение разрозненной информации, определении всех влияющих факторов на данный вопрос, определяет наиболее эффективные пути решения; 4) инновативность – разработка и внесение новых предложений на основе полученного опыта, оригинальное использование существующих шаблонов, отношение к новизне; 5) организация и планирование – определяют приоритеты, составные части задач, умеют делегировать полномочия; 6) нацеленность на результат – определяет место принятия решения во времени, вводит инновации или адаптирует существующие процедуры для получения результата; 7) ориентация на действие – способность и воля к быстрому и оперативному превращению принятых решений в целенаправленную активность, а также к защите выбранного способа действий от других альтернатив; 8) мотивация достижения - готовность к столкновению с масштабными требованиями к качеству, мотив к предъявлению высоких требований к собственным достижениям, большая готовность к усилиям, мотив к прогрессирующему увеличению собственных достижений; 9) принятие решений – берет на себя решение проблем, не избегает ответственности; стиль руководства – способность выбирать стиль руководства и управленческого воздействия на основе анализа и ситуации и особенностей решаемой задачи; 10) взаимодействия с коллективом - способность сплотить команду для решения общих задач, информирование коллектива об общих целях и задачах, открыт к идеям и предложениям окружающих. Можно отметить, что данная модель профессиональной компетенции в сфере государственного и муниципального управления, не до конца учитывает особенности российской управленческой культуры, требует анализа пригодности, творческой доработки и адаптации модели к практическому применению.
|