Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).
Вид учебных занятий в соответствии с пунктом 4
| Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) по видам учебных занятий
| Лекции
| На лекциях освещаются наиболее сложные, принципиальные и новые проблемы и вопросы: они служат организующим началом работы студента. Студент должен своевременно прибыть на лекцию, чтобы своим опозданием не мешать другим студентам и лектору. На лекции студент внимательно слушает лектора, и конспектирует необходимую информацию, может задавать интересующие вопросы с согласия лектора или в отведенное лектором для вопросов время. Для зарисовки таблиц, схем и графиков желательно иметь линейку и авторучку с разноцветными чернилами. Можно пользоваться диктофоном или видеокамерой, планшетным или иным компьютером, фотоаппаратом, если при этом звуковые и световые эффекты не будут мешать другим студентам и лектору. Звук мобильных телефонов желательно выключить, чтобы не мешать проведению лекции. Вход и выход из аудитории осуществляется с согласия лектора.
| Семинарское занятие
| Целью семинарского занятия является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения законодательства, иных нормативных материалов и уголовно-правовой литературы. Студент должен уметь анализировать уголовно-правовые нормы действующего законодательства и применять их к конкретным жизненным обстоятельствам, знать современные тенденции в борьбе с преступностью и уяснить основные проблемы науки уголовного права.
Семинарское занятие одновременно служит и средством проверки знаний магистрантов, а также отработки навыков самостоятельного изучения спецкурса, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать усвоенный материал. В процессе выступления на семинарском занятии студенты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений. По всем темам семинарских занятий дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию (по выбору студента 1-2 учебника, 1-2 статьи, монографии и нормативные акты).
Начинать подготовку к семинарским занятиям надо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятия, что может определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и точного ответа. Далее целесообразно обратиться к конспекту лекций и действующему уголовному законодательству Российской Федерации, к постановлениям Пленумов Верховного Суда. Для более углубленного усвоения законодательства, уяснения его особенностей рекомендуется знакомиться с соответствующими нормами и уголовного закона союзных и сопредельных государств, их Верховных Судов (прежде всего Белоруссии Казахстана).
Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях и только после этого, когда уже имеется необходимая теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. Для более глубокого усвоения материала, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя при подготовке к семинару магистранту необходимо вести конспект в отдельной, специально для этого предназначенной тетради. Такой конспект может быть в форме письменного плана ответов по каждому вопросу темы, а иногда и кратким ответом, подкрепленным ссылками на нормативные материалы или литературу. Это поможет при выступлении на семинаре. В той же тетради следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии.
Оценка уровня и качества овладения теоретическими знаниями и практическими навыками работы в процессе семинарских занятий осуществляется по пятибалльной системе, регистрируется в соответствующем журнале и учитывается при итоговом контроле. Задания для семинарских занятий и самостоятельной подготовки обучающихся выполняются в рукописной форме в тетради-практикуме, которая представляется для итогового контроля.
Одной из форм индивидуальной подготовки магистрантов является подготовка и защита докладов и рефератов. Тема доклада избирается студентом по согласованию с преподавателем по одному из наиболее актуальных вопросов семинарского занятия и обсуждается в процессе проведения занятия. После проведения занятия доклад (вместе с его электронным вариантом презентации) представляется преподавателю в письменном виде, оформленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям. Наиболее интересные доклады могут быть рекомендованы кафедрой к опубликованию в научных изданиях университета.
Наряду с этим по наиболее интересным для магистранта проблемам рекомендуется готовить электронные варианты презентации своего сообщения. Если на семинарском занятии он не успеет с ним выступить, такая работа всё равно будет учтена и оценена при представлении преподавателю электронного варианта. Если студент не подготовился к семинарскому занятию или пропустил его по какой-то причине (в том числе и по болезни), он обязан во внеурочное время отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятие.
| Практическое занятие
| Практические занятия являются одной из важных форм учебного процесса, предусмотренных учебным планом. Значение этой формы занятий определяется требованиями диалектического метода, важнейшим из которых является проверка теоретических положений на практике, неразрывная связь теории с практикой.
Практические занятия по данному курсу имеет цель помочь магистрантам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить необходимые навыки и умения в применении теоретических знаний в процессе квалификации конкретных деяний, изложенных в задачнике. Эти знания тесно связаны с другими формами учебного процесса - лекциями, семинарскими занятиями. В лекции, на семинарских занятиях из-за недостатка времени или по методическим соображениям могут быть опущены отдельные детали тех или иных вопросов. Между тем, знания этих деталей нередко во многом определяет умение обучающихся правильно в своей профессиональной деятельности применять и руководствоваться уголовным законодательством. Практические занятия дают возможность доработать с магистрантами все детали вопросов, добиться конкретных знаний материала. Они призваны научить их правильно применять уголовные законы к конкретным жизненным фактам.
Практические занятия проводятся в форме решения задач (казусов) по уголовным делам и последующего их анализа. При подготовке к практическому занятию магистранты должны решить задачи, указанные в задании. При решении задач либо подготовке к другим формам проведения практических занятий необходимо опираться на те знания, которые получены на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельных занятий. Если магистранты обнаружат пробел в своих знаниях при подготовке либо проведения практических занятий, то они должны восполнить его путем повторного обращения к тексту закона, постатейному материалу, к соответствующим главам уголовного кодекса, записям лекций, учебнику, дополнительной литературе.
Для краткого письменного изложения решения задач (казусов) магистрантам рекомендуется иметь отдельные тетради. Во время подготовки к практическому занятию надо записывать решения задач. В кратких письменных решениях нужно делать необходимые ссылки на соответствующие статьи УК Украины, теоретические положения и судебную практику, четко формулировать ответы на поставленные в задании вопросы.
Перед началом практического занятия преподаватель проверяет наличие у студентов письменных решений заданий. Магистранты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а также отсутствующие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания во внеурочное время.
В ходе практического занятия выступающий зачитывает либо своими словами рассказывает содержание задания, дает мотивированное его решение, т.е. излагает свой ответ на поставленные в задании вопросы. Рекомендуется пересказывать содержание заданий, т.к. это готовит магистранта докладывать конкретные дела, приучает обращать их внимание на основные вопросы, опуская факты, не имеющие существенного значения.
От магистрантов требуется, чтобы они на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений давали развернутые ответы на поставленные в задании вопросы, не ограничивались высказыванием собственного мнения квалификации деяния, а подкрепляли предлагаемые ими решения ссылками на соответствующие законодательные акты России, постановления Пленума Верховного Суда РФ, судебную практику, материалы учебной литературы и т.п. При этом особое внимание следует уделить глубокому уяснению содержания уголовного закона, правильному применению общих положений закона к конкретным жизненным фактам, изложенным в задаче.
После выступления магистранта по конкретной задаче ему могут быть заданы вопросы как преподавателем, так и другими. Потом могут высказать свое мнение по рассматриваемой задаче и предложенной квалификации, а также его мотивированию (обоснованию) другие магистранты, т.е. организуется активное обсуждение, дискуссия. Итоги дискуссии по решению задачи подводятся преподавателем. Он же дает оценку выступающим по решению задачи, высказанным мнениям и их обоснованности.
| Самостоятельная работа
| При выполнении самостоятельной работы студент изучает рекомендованную литературу, решает задачи, а также выполняет иные задания, данные преподавателем, например, готовит реферат на заданную тему. При этом студент не связан обязанностью строго следовать предписаниям преподавателя. Он самостоятельно может выбирать литературу по соответствующим темам, пользуясь, как библиотечным фондом, так и сетью интернет, в которой размещен огромный массив полезной информации. Главное, чтобы в результате данной работы им были получены необходимые знания, сформировались соответствующие умения и навыки.
Возникающие трудности студент может разрешить, как самостоятельно, так и с помощью преподавателя, для чего существуют консультации преподавателей. Кроме того, соответствующие вопросы могут быть заданы на практических занятиях по конкретным темам.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|