Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спрос, предложение и рыночное равновесие. Факторы, влияющие на рыночное равновесие.
Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: Цена данного товара (Р); Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc); Текущие доходы потребителей (V); Вкусы и предпочтения потребителей (Z); Объективные (внешние) условия потребления (N); Ожидания потребителей (Е). Зависимость «D» от указанных факторов называется функцией спроса: QD = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД — объем спроса. Функция спроса от цены: QD = f (P). Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен. Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене. Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время. Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения. Факторы предложения: Цена данного товара (Р); Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS); Издержки производства и уровень технологий (С); Налоги и субсидии (Т); Объективные (внешние) условия производства (N); Ожидания производителей (Е). Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих: QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T). Функция предложения от цены: QS = f (P). Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке. Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Реакция предложения на цену объясняется тем, что: - фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения; - в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара. Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов. Рыночное равновесие - это нормальное положение, когда цена продавца и покупателя совпадают (в графическом варианте — пересечение кривых спроса и предложения в точке «Е», эта точка и есть точка равновесия; а цена на этом этапе называется равновесной ценой). На уровне равновесной цены спрос и предложение достигают сбалансированности.
|