Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монополия естественная и искусственная. Регулирование деятельности монополий.
Естественная монополия. Это вид монополии, который занимает особое, привилегированное положение на рынке, в связи с особенностями производства. Это может быть крайне дорогое производство, единоличное обладание необходимыми ресурсами или обладание исключительными технологиями и производительными мощностями. Обычно, естественная монополия – это огромные и развитые инфраструктуры, повторное создание которых экономически не выгодно (как пример – теплосети, электросети, железные дороги). Регулирование естественных монополий. В данный момент в РФ естественные монополии регулируются двумя ведомствами – Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифу. В российском законодательстве главными признаками естественной монополии считаются: Наличие особенностей производства, которое выражается в сокращении издержек, при фактическом увеличении объемов производства, призванным удовлетворением спроса на товар; Отсутствие на рынке товаров, которые могут заменить товар, производимый монополией, в результате влияние цены на спрос крайне низкое. В РФ механизмы регулирования установлены в законе «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который не раз пересматривался и дополнялся. В теории, государство должно в первую очередь бороться с ценовой дискриминацией, это когда цены на товар или услугу необоснованно растут, издержки монополии при этом остаются на прежнем уровне. Искусственная монополия. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям; в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы - картели и синдикаты. Регулирование деятельности монополии. Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного зак-ва. Не случайно, что сегодня нет ни 1 страны, где бы отсутствовало антимонопольное закон-тво. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается опред. спецификой, тем не менее некоторые его общие черты выделить можно: • обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли каким-либо товаром; • запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слияниями фирм; • запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку; • запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого; • запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли; • запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора); • запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках 1 фирмы; • разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение; • прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление Предприятия-монополиста на множество самостоятельных конкурирующих фирм (в случаях, когда это возможно сделать).
|