Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая теория налогообложения.
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих подданных (в виде физических и юридических лиц). Эти обязательные сборы, осуществляемые государством, и есть налоги. Налог - обязательный платёж, взимаемый государством с физ. и юр. лиц в законодательном порядке, в установленной форме и в установленные сроки. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании гос. фин. ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики гос-ва. Являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны: гасить возникшие сбои в системе распределения; заинтересовывать (или не заинтересовывать) граждан в развитии той или иной формы деятельности. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Смит А. сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его. Налоги должны превышать расходы на содержание армии чиновников по сбору этих налогов. К настоящему времени сложились два принципа (две концепции) налогообложения. Первый принцип - физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Логично, что тот, кто получил выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Например, тот, кто пользуется хорошими дорогами, должен оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог. Но всеобщее применение этого принципа связано с определёнными трудностями. Например, в данном случае невозможно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физ. и юр. лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги, и наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Дело в том, что потребители действуют всегда рационально, т. е. в первую очередь тратят свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем уже на не столь нужные товары. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономическим состоянием страны, в зависимости от взглядов правящей политической партии, от требований момента и потребности правительства в доходах. Современная налоговая система использует оба принципа налогообложения в зависимости от экономической и социальной целесообразности. 37. Монетарная политика: инструменты, направления, эффективность. Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило, ЦБ страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики. Инструменты монетарной политики включают: • политику вкладов; • прямое регулирование; • политику " увещевания" • джентльменское соглашение; • политику рефинансирования (ломбардная и дисконтная политика); • политику минимальных резервов; • политику операций на открытом рынке. С точки зрения целей выделяются два основных типа (направления) денежно-кредитной политики: денежно-кредитная рестрикция и денежно-кредитная экспансия. Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение денежной массы в обращении. Это так называемая политика дорогих денег, которая обычно проводится в периоды высокой инфляции. Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением денежно-кредитной эмиссии, т.е. увеличением денежной массы в обращении. Это так называемая политика дешевых денег, она проводится обычно в периоды экономического спада в целях обеспечения условий для расширения кредитования предприятий, стимулирования инвестиционной активности. Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов, и ограничить инфляционные процессы. Эффективность кредитно-денежной политики в целом зависит от работы всех звеньев так называемого передаточного механизма. Передаточный механизм кредитно-денежной политики — механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. В кейнсианской экономической модели выделяют четыре его основные ступени: • изменение величины предложения денег в экономике в результате проведения центральным банком соответствующей политики; • изменение процентной ставки на денежном рынке; • изменение совокупных расходов; • изменение объема национального производства.
|