Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая теория налогообложения.






Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих подданных (в виде физических и юридических лиц). Эти обязательные сборы, осуществляемые государством, и есть налоги.

Налог - обязательный платёж, взимаемый государством с физ. и юр. лиц в законодательном порядке, в установленной форме и в установленные сроки. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании гос. фин. ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики гос-ва.

Являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны: гасить возникшие сбои в системе распределения; заинтересовывать (или не заинтересовывать) граждан в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Смит А. сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.

Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.

Налоги должны превышать расходы на содержание армии чиновников по сбору этих налогов.

К настоящему времени сложились два принципа (две концепции) налогообложения.

Первый принцип - физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства.

Логично, что тот, кто получил выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Например, тот, кто пользуется хорошими дорогами, должен оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определёнными трудностями. Например, в данном случае невозможно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физ. и юр. лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги, и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости.

Дело в том, что потребители действуют всегда рационально, т. е. в первую очередь тратят свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем уже на не столь нужные товары.

Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономическим состоянием страны, в зависимости от взглядов правящей политической партии, от требований момента и потребности правительства в доходах.

Современная налоговая система использует оба принципа налогообложения в зависимости от экономической и социальной целесообразности.


37. Монетарная политика: инструменты, направления, эффективность.

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило, ЦБ страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики.

Инструменты монетарной политики включают:

• политику вкладов;

• прямое регулирование;

• политику " увещевания"

• джентльменское соглашение;

• политику рефинансирования (ломбардная и дисконтная политика);

• политику минимальных резервов;

• политику операций на открытом рынке.

С точки зрения целей выделяются два основных типа (направления) денежно-кредитной политики: денежно-кредитная рестрикция и денежно-кредитная экспансия.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на сокращение денежной массы в обращении. Это так называемая политика дорогих денег, которая обычно проводится в периоды высокой инфляции.

Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением денежно-кредитной эмиссии, т.е. увеличением денежной массы в обращении. Это так называемая политика дешевых денег, она проводится обычно в периоды экономического спада в целях обеспечения условий для расширения кредитования предприятий, стимулирования инвестиционной активности. Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов, и ограничить инфляционные процессы.

Эффективность кредитно-денежной политики в целом зави­сит от работы всех звеньев так называемого передаточного меха­низма. Передаточный механизм кредитно-денежной политики — механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. В кейнсианской экономической модели выделяют четыре его основные ступени:

• изменение величины предложения денег в экономике в ре­зультате проведения центральным банком соответствую­щей политики;

• изменение процентной ставки на денежном рынке;

• изменение совокупных расходов;

• изменение объема национального производства.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал