Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы развития налоговой системы РФ и их характеристика.
Первый этап: 1992-1996 гг. Суть данного этапа состояла в обкатке новых моделей налогов. С финансовой точки зрения эта сформированная налоговая система была достаточно разнообразной и охватывала все объекты налогообложения (доход, имущество, потребление). Однако был нарушен баланс между обложением доходов и потреблением. Так ряд налогов на доходы и имущество имели очень невысокие ставки, в тоже время были введены два неординарных элемента в налогообложении. Во-первых, был введен НДС по ставке 28%, не имеющий аналогов в мировой практике. Во-вторых, на фоне достаточно высоких отчислений в социальные фонды (до 39%), несколько лет через налогообложение прибыли регламентировался уровень оплаты труда (четырех-, шести- и даже восьмикратное превышение оплаты труда сверх установленного минимума включалось в базу по налогу на прибыль). Таким образом, налоговая система 90-х годов не была идеальной, но составляла основу для ее дальнейшего совершенствования. Второй этап: 1997-2000 гг. На данном этапе налогового реформирования был осуществлен к активному и целенаправленному реформированию налоговой системы. В 1998г. Правительство РФ остановилось на проекте эволюционного совершенствования налоговой системы, предложенного Минфином, который и был положен в основу разработки Налогового Кодекса (НК РФ), первая часть которого была введена в действие с 1 января 1999г. Одним из основных направлений реформирования стало существенное ограничение безграничных полномочий региональных и местных уровней в сфере установления новых налогов и распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления утратили возможность введения налогов и сборов сверх установленного Налоговым кодексом перечня. Общее число налогов сократилось до 35 (в первоначальном варианте) с 57, а впоследствии и до 17. Ставка НДС была снижена до 20%, а налога на прибыль до 24% (1992г. - 45%; 1996г. - 35%). В то же время, снижение налогов зачастую компенсировалось отменой налоговых льгот. Для большинства капиталоемких и активно развивающихся отраслей данные изменения явились фактором, снизившим их финансовую устойчивость. Это объяснялось тем, что значительный объем капитальных вложений в основные производственные сферы позволял организациям за счет ранее существовавшей льготы уменьшать базу по налогу на прибыль. Однако, для менее капиталоемких отраслей (сфера услуг, пищевая промышленность) влияние данной льготы не было столь значительным, поэтому снижение ставки оказалось для них положительным фактором, влияющим на финансовое состояние. Третий этап: 2001г. - по настоящее время. Налоговый кодекс РФ становится единым системным документом, регламентирующим совокупность налоговых отношений в РФ. Очень важно, что были устранены малоэффективные и дублирующие друг друга налоги, по своей сути «не рыночные». Значительным успехом такой ревизии можно считать отмену налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налога на пользователей автомобильных дорог, взимавшихся с выручки от реализации. При этом потери бюджета были в значительной степени компенсированы повышением акцизов на горюче-смазочные материалы, а также введением транспортного налога.
|